Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БУРГКМАЙР, ГАНС

БУРГКМАЙР, ГАНС (Burgkmair, Hans) (1473–1531), немецкий художник, представитель Северного Возрождения.

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Родился в Аугсбурге в 1473 в семье живописца Т.Бургкмайра. Учился у отца, а также у М.Шонгауэра в Кольмаре (1488–1489). Предпринял в 1503 путешествие вниз по Рейну, возможно, посетив Нидерланды. Около 1507 побывал в Италии (в Ломбардии и Венеции). Жил в основном в Аугсбурге.

Много работал в графике, поставляя рисунки для книг; среди этих композиций огромные циклы гравюр на дереве, создававшихся в 1508–1519 по заказам императора Максимилиана I, в том числе иллюстрации к аллегорико-генеалогическому роману Вейскуниг, написанному придворными гуманистами по программе самого императора. Активно заимствовал стилистику и орнаменты итальянского Ренессанса. Одним из первых в Германии (наряду с Л.Кранахом Старшим, но гораздо более последовательно и интенсивно) начал применять новую технику цветной ксилографии (кьяроскуро), не раскрашивая гравюру, как это было принято, а совмещая отпечатки с нескольких досок.

Также по теме:
ГРАФИКА
ГРАФИКА

В ранних живописных вещах Бургкмайра (изображения шести знаменитых христианских базилик для женского монастыря св. Екатерины, 1501–1504, Государственная галерея, Аугсбург) соседствуют готические и ренессансные черты. Уже всецело к искусству Возрождения принадлежит – благодаря своей просветленной, идеально-классической гармонии – его Мадонна с младенцем (1509, Германский национальный музей, Нюрнберг). Бургкмайр закрепил этот образный строй в своем шедевре – алтаре с Иоанном на Патмосе (1518, Старая пинакотека, Мюнхен), в центральной части которого вдохновенный евангелист представлен в окружении празднично-пышной природы. Позднее яркие и звучные краски мастера обретают несколько мишурную пестроту (Эсфирь перед Артаксерксом, 1528; там же); слабеет его композиционное мастерство.

Бургкмайр писал и фрески, однако главная его настенная работа (росписи фасада аугсбургского дворца Я.Фуггера, ок. 1517) не сохранилась. Мастера иногда именуют также «Гансом Бургкмайром Старшим», дабы отличать его от сына, Ганса Бургкмайра Младшего (ок. 1500–1559), который сотрудничал с отцом в его графических и живописных предприятиях.

 Fine Arts Museums of San Francisco, Achenbach Foundation for Graphic Arts, 1963.30.35797     ГАНС БУРГКМАЙР. ИТАЛЬЯНСКИЙ «РЕННЕН», из серии Триумф Максимилиана I, 15-16 вв.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет