Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВИЛЬЯМС, ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ

ВИЛЬЯМС, ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ (1902–1947), русский художник, один из живописцев круга «Общества художников-станковистов» (ОСТ), мастер сценографии. Родился в Москве 17 (30) апреля 1902 в семье американского ученого-технолога В.Р.Вильямса, принявшего в 1896 русское гражданство. Еще мальчиком (с 1909) посещал школу-студию В.Н.Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета, но в том же году оставил его и в 1919–1924 учился во Вхутемасе, где среди его наставников были В.В.Кандинский, И.И.Машков, Д.П.Штеренберг. В годы учебы (с 1922) принял участие в организации экспериментального Музея живописной культуры. В 1922–1924 вошел в группу «конкретивистов», стоявшую у истоков ОСТ, затем (1925) стал одним из учредителей последнего. Жил в Москве.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Ранние авангардные эксперименты оставили наглядный след в зрелом стиле Вильямса – в картинах в духе своего рода монументального экспрессионизма, масштабных по композиции и броских по колориту (Акробатка, 1926; В.Э.Мейерхольд, 1925; Автопробег, 1930; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Среди последующих станковых работ мастера особо выделяются романтичные, порой неожиданные по образному ракурсу портреты людей искусства (Кинорежиссер Г.В.Александров, 1933, Третьяковская галерея; К.С.Станиславский, 1933, Русский музей, Петербург; Д.Д.Шостакович, 1946, Третьяковская галерея).

В 1930-е годы главным руслом творчества Вильямса стал театр. Сперва и здесь преобладала живопись, ярко и динамично дополнявшая театральное действо (интерьеры в стиле «ар деко» в Рекламе М.Уоткинса, 1930; огромные панно-задники в Пиквикском клубе по Ч.Диккенсу, 1934; оба спектакля – во МХАТ). Со временем в его сценографии возобладали более классицистичные принципы величавой архитектурной декорации с портальным обрамлением. Эта неоклассика характерна, прежде всего, для его постановок в Большом театре (с 1941 был главным художником ГАБТ). Среди спектаклей, оформленных Вильямсом, – Чио-Чио-сан Дж.Пуччини в Музыкальном театре имени В.И.Немировича-Данченко (1935); Тартюф Ж.-Б.Мольера (1939) и Последние дни (Пушкин) М.А.Булгакова (1943) во МХАТ; Ромео и Джульетта С.С.Прокофьева в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М.Кирова (1940) и Большом театре (1946; Сталинская премия 1947); Иван Сусанин М.И.Глинки (1939 и 1945), Вильгельм Телль Дж.Россини (1942; Сталинская премия 1943), Евгений Онегин П.И.Чайковского (1944), Золушка С.С.Прокофьева (1945; Сталинская премия 1946) – в Большом театре.

Также по теме:
СЦЕНОГРАФИЯ
СЦЕНОГРАФИЯ

Умер Вильямс в Москве 1 декабря 1947.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаТеатр и Кино

Литература:

П.Вильямс. Живопись. Сценография (альбом). М., 1980

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет