Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГИБСОН, МЕЛ

Содержание статьи
  • ФИЛЬМОГРАФИЯ
  • Фильмография (режиссерская)

ГИБСОН, МЕЛ (Gibson, Mel) (р. 1956), североамериканский актер, режиссер, продюсер, сценарист, одинаково успешно сочетающий в своем творчестве актерство и режиссуру.

Также по теме:
КИНО ИСТОРИЯ
КИНО ИСТОРИЯ

Мел Гибсон родился 3 января 1956 в Пиксвилле, штат Нью-Йорк, США в многодетной семье Хаттона и Энн Гибсонов. В 1964 вместе с родителями (Хаттон хотел уберечь сыновей от участия во Вьетнамской войне) переехал в Новый Южный Уэльс, Австралия. После окончания школы поступил в университет Нового Южного Уэльса в Сиднее, совмещая учебу с работой в Национальном Институте Драматических Искусств и участием в телесериалах на австралийском ТВ.

Закончив обучение в университете, красивый голубоглазый актер почти сразу получает главную роль в футуристическом боевике Безумный Макс (1979) режиссера Джорджа Миллера. Мрачный, жестокий и мастерски сделанный на небольшом бюджете фильм стал одним из лидеров австралийского, а затем и мирового проката года. На волне популярности Безумного Макса Гибсон мгновенно становится одним из самых популярных актеров Австралии. Значительные достижения актера тех лет – это роли в киноленте Тим (1979, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), военной драме Питера Уэйра Галлиполи (1981, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), а также работа в продолжении Безумного Макса (1981), получившем в США название Воин дорог. На волне успеха второго Макса и политической драмы Питера Уэйра Год опасной жизни (1982) Гибсон получает предложение поработать в Голливуде. Его первые работы в США – исторический фильм о мятеже на британском корабле австралийского режиссера Роджера Дональдсона Баунти (1984) и драма Марка Райделла Река (1984) не имели успеха у зрителей. Относительным успехом в мировом прокате пользуется Безумный Макс за пределами Купола Грома (1986).

Настоящая слава кинозвезды приходит к Гибсону лишь в 1987, с выходом отлично сделанного боевика Ричарда Доннера Смертельное оружие. Находящийся на грани нервного срыва и склонный к суициду полицейский Мартин Риггс – один из самых ярких образов в развлекательном кино Голливуда. В 1990 журнал «Пипл» вносит Гибсона в список самых красивых звезд планеты, а итальянский режиссер Франко Дзеффирелли приглашает его на роль Принца Датского в своей экранизации Гамлета. Выбор «Безумного Макса» на роль шекспировского героя удивил многих, но, надо отдать актеру должное, его роль – лучшее, что есть в скучной и схематичной постановке режиссера. После Гамлета Гибсон возвращается к героическому амплуа в третьей части Смертельного оружия (1992). Успехом у зрителя в 1992–1993 пользуется фантастическая мелодрама Вечно молодой.

В августе 1993 на экраны США и Канады выходит Человек без лица, режиссерский дебют Мела Гибсона. Это скромная малобюджетная драма о дружбе мальчика из неблагополучной семьи и загадочного молчуна (сам Гибсон), чье лицо обезображено в результате несчастного случая. Один из самых красивых актеров Голливуда не побоялся предстать перед зрителем в жутком гриме. Однако, несмотря на положительные отзывы критики, этот тонкий и трогательный фильм довольно слабо прошел в прокате. Сыграв роль карточного шулера Маверика в одноименном комедийном вестерне режиссера Смертельного оружия Ричарда Доннера, Гибсон возраждает интерес публики к себе, и благодаря этому ему удается убедить киностудию «Парамаунт» выделить деньги на постановку эпической кинокартины Храброе сердце, рассказывающей о борьбе шотландских горцев 13 в. против английских захватчиков. Съемки проходят на натуре в Шотландии при участии нескольких тысяч местных статистов. Несмотря на трудности, связанные с работой над таким грандиозным проектом, Гибсону удается уложиться в бюджет и выпустить фильм в срок – на День Поминовения в конце мая 1995. Необычайно жестокий для масштабной голливудской постановки, изумительно снятый оператором Джоном Толлом на шотландских пейзажах и проникнутый необъяснимым чувством поэзии, свойственным средневековым балладам, фильм Храброе сердце получил пять «Оскаров», включая два самому Гибсону, как продюсеру за лучший фильм и лучшую режиссуру. Любопытно, что Храброму сердцу на «Оскаре» проигрывает кинокартина Аполлон 13 режиссера Рона Ховарда, у которого в то же время Гибсон снимается в триллере Выкуп. После большого коммерческого успеха Выкупа Гибсон снимается в двух фильмах у своего любимого режиссера Ричарда Доннера: Теория заговора (1997) и Смертельное оружие 4 (1998). Оба фильма, а также циничный и мрачный триллер Расплата (1999) были хорошо приняты публикой.

Одну из лучших своих ролей Мел Гибсон играет в эпической драме Роланда Эммериха Патриот (2000), мощной и захватывающей киноленте о событиях Великой Американской Революции, создав сложный образ человека, который потеряв сына, вынужден вступить на тропу войны. Достоверность этого персонажа, вероятно, объясняется и тем фактом, что у самого Гибсона семеро детей от супруги Робин Мур, на которой он женат с 1980. Обаяние и чувство юмора актера пришлись как нельзя кстати в комедии Чего хотят женщины (2000) и популярном мультфильме Побег из курятника (2000), в котором Гибсон озвучил главного героя, петуха Рокки. В 2002 актер снялся в откровенно неудачном фильме о Вьетнамской войне Мы были солдатами . В том же году он сыграл в фантастическом триллере о потере и обретении веры Знаки. Этот фильм был поставлен талантливым режиссером М.Найтом Шаймаланом, и стал самым кассовым фильмом Мела Гибсона.

Со второй половины 2002 работал над, вероятно, самым рискованным и сложным проектом своей жизни, кинокартиной Страсти Христовы, повествующей о последних 24 часах земной жизни Иисуса Христа. Фильм снимался в Италии на деньги компании Гибсона. В картине герои говорят на мертвых языках, арамейском и латинском. В период завершения работы над кинокартиной в СМИ поднимается беспрецендентная шумиха. Гибсона обвиняют в антисемитизме и крайней жестокости показа страданий Христа. Тем не менее (а может, и благодаря этому), выйдя в прокат, Страсти Христовы привлекают невиданное внимание зрителей, став самым кассовым фильмом Гибсона. Мнения относительно достоинств фильма разделились, но безусловно, что это - одна из самых визуально, стилистически и эмоционально мощных киноработ, созданных в последние десятилетия в Голливуде.

 IGDA     МЕЛ ГИБСОН. Кадр из фильма Выкуп (реж. Рон Ховард)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Салливаны (The Sullivans, ТВ-серии, 1976); Я никогда не обещал тебе розовый сад (I Never Promised You a Rose Garden, не заявлен в титрах); Летний город (Summer City, 1977); Безумный Макс (Mad Max, 1979); Тим (Tim, 1979); Цепная реакция (The Chain Reaction, 1980); Галлиполи (Gallipoli, 1981); Наказание (Punishment, ТВ, 1981); Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2: The Road Warrior, 1981); Атака отряда «Зед» (Attack Force Z, 1982); Год опасной жизни (The Year of Living Dangerously, 1983), Баунти (Bounty, 1984); Река (The River, 1984); Миссис Соффель (Mrs. Soffel, 1984); Безумный Макс за пределами Купола Грома (Mad Max Beyond Thunderdome, 1986), Смертельное оружие (Lethal Weapon, 1987); Огненный рассвет (Tequila Sunrise, 1988); Смертельное оружие 2 (Lethal Weapon 2, 1989); Птичка на проводе (Bird on a Wire, 1990); Эйр Америка (Air America, 1990); Гамлет (Hamlet, 1990); Смертельное оружие 3 (Lethal Weapon 3, 1992); Вечно молодой (Forever Young, 1992); Человек без лица (The Man Without a Face, 1993); Клуб «Чили Кон Карн» (The Chili Con Carne Club, 1993); Мэверик (Maverick, 1994); Храброе сердце (Braveheart, 1995); Каспер (Casper, 1995, не заявлен в титрах); Покахонтас (Pocahontas, 1995, озвучка); Выкуп (Ransom, 1996); День отца (Father's Day, 1997, не заявлен в титрах); Тайна заговора (Conspiracy Theory, 1997); Волшебная история (Fairy Tale: A True Story, 1997); Смертельное оружие 4 (Lethal Weapon 4, 1998); Расплата (Payback, 1999); Отель за миллион долларов (The Million Dollar Hotel, 2000); Побег из курятника (Chicken Run, 2000); Патриот (The Patriot, 2000); Чего хотят женщины (What Women Want, 2000); Мы были солдатами (We Were Soldiers, 2002); Знаки (Signs, 2002); Поющий детектив (The Singing Detective, 2003).

Фильмография (режиссерская)

Человек без лица (The Man Without a Face, 1993); Храброе сердце (Braveheart, 1995); Страсти Христовы (The Passion of the Christ, 2004); Апокалипсис (Apocalypto, 2006).

Михаил Водопьянов

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Ragan. Mel Gibson. Dell Pub Co., 1985
Sinyard. Mel Gibson. Crescent Books, 1992
McCarty. The Films of Mel Gibson. Citadel Pr., 2001

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет