Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГОЛУБКИНА, АННА СЕМЕНОВНА

ГОЛУБКИНА, АННА СЕМЕНОВНА (1864–1927), русская художница, представительница скульптуры русского модерна.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Родилась в Зарайске 16 (28) января 1864 в крестьянской семье. Обучалась ремеслу ваятеля в Классах изящных искусств архитектора А.О.Гунста в Москве (1889–1890) под руководством С.М.Волнухина, занималась также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894) и петербургской Академии художеств (1894), где ее наставником был В.А.Беклемишев. Живя в 1895–1900 преимущественно в Париже, посещала академию Коларосси, а с 1897 работала самостоятельно, пользуясь советами О.Родена. Затем обосновалась в Москве. В 1904–1907 принимала активное участие в революционном движении, в 1907 была приговорена к тюремному заключению за распространение прокламаций РСДРП, но освобождена по болезни. Создала первый в России скульптурный портрет К.Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея, Москва).

Первоначально работала в духе «передвижников», позднее испытала большое воздействие импрессионизма. Символом ее творческой зрелости можно считать горельеф Волна (Пловец, гипс, 1901) над входом в московский Художественный театр (ныне МХАТ), этапный и для русского модерна в целом. К данной теме – теме «человека и стихии» – причастны и многие другие ее произведения: символические фигурные композиции, выражающие идеи неволи и свободы, движения и органического роста (Идущий, гипс, 1903; Раб, дерево, 1909; горельеф Вдали музыка и огни, мрамор, 1910; все работы – в Русском музее, Петербург; Березка, 1927, гипс там же, бронза в Третьяковской галерее), а также портреты. Особенно удавались ей образы людей искусства, чьи характеры у нее как бы формируются из динамически-подвижной, фактурно переданной в материале творческой ауры (А.Белый, 1907; А.М.Ремизов, 1911; Л.Н.Толстой, 1927; и др.; гипсовые оригиналы – преимущественно в Музее Голубкиной, Москва; варианты из дерева и бронзы – в разных собраниях).

В годы войны и тяжелой болезни Голубкина работала как преподаватель – на скульптурном отделении Пречистенских рабочих курсов (1913–1916) и в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1918–1922), – попутно занимаясь декоративной пластикой малых форм (камеи из морских раковин и слоновой кости). В 1923 опубликовала Несколько слов о ремесле скульптора.

Умерла Голубкина в Москве 7 сентября 1927.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

А.С.Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983
Махов Н.М. Скульптура А.С.Голубкиной. Онтология и мистика художественного метода. М., 2000

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет