Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АРТХА

АРТХА (санскр. artha – «вещь», «предмет», «объект», «цель», «смысл», «польза», «выгода»), в индийской философии, одна из четырех целей человеческого существования (пурушартха), т.е. материальное благоустройство, богатство и прибыль, а также эрудиция и успех в мирской жизни.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Специально артхе как цели человеческого существования была посвящена литературная традиция, включавшая в первую очередь знаменитый трактат Артхашастра, где трактовка артхи распределяется на изложение экономической стратегии государства (вартта) и науку политики как оптимального применения средств для достижения требуемых целей (нити). Хотя общепринятое индуистское мнение отстаивало приоритет дхармы перед артхой, как и перед камой, теоретики Артхашастры утверждали, что дхарма и кама основываются на артхе, и даже знаменитый комментатор Законов Ману Медхатитхи, не без влияния традиции артхашастры, указывал, что царю в случае вынужденного выбора между следованием дхарме и большими потерями для артхи следует отказаться от первого. Артха в Артхашастре мыслится прежде всего как объект устремлений царя и соотносится с приобретением земель, население которых может быть обложено податями и повинностями. Артха трактовалась, однако, не только как одна из человеческих целей, но и как реализация их всех в целом. В Артхашастре она трактуется как «общий успех», в котором как бы сливаются артха, дхарма и кама. Здесь же указывается, что реально существует лишь оппозиция пользы и вреда, к которым относятся, соответственно, три цели человеческого существования и их противоположности. Для составителей Артхашастры характерна типичная игра с характеристиками объектов: различаются 1) выгода, связанная с пользой; 2) выгода, ни с чем не связанная; 3) выгода, связанная с вредом; 4) вред, связанный с пользой; 5) вред, ни с чем не связанный; 6) вред, связанный с вредом (или «вред в квадрате»). Трактовки артхи получают развитие в полунаучном-полудидактическом стихотворном трактате Нитишастра. Прибыль царя осмысляется здесь и в общем контексте трех целей человеческого существования, одна из которых – артха. Отмечается, что подданные страдают от пяти источников бедствий: чиновников, воров, проходимцев, царских фаворитов и собственной алчности; устранив эти причины, царь со временем может «преуспеть в трех целях»: подобно тому, как корова дает молоко после корма, а лиана цветет после поливки, подданные должны быть вначале защищены и лишь потом «пострижены».

В Кама-сутре, уделяющей специальное внимание целям человеческой жизни в главе «О достижении трех целей», отмечается, что артха есть «приобретение знаний, земли, золота, скота, зерна, домашней утвари, друзей и прочего и умножение приобретенного. Это достигается деятельностью надсмотрщика, сведущими в правилах наук и купцами» (пер. А.Я.Сыркина). В том же трактате цели человеческой жизни распределяются в соответствии с возрастом, и артха рассматривается как цель, приоритетная для детского возраста (в нее включается в данном контексте прежде всего приобретение знаний), тогда как кама является актуальной в юности, а дхарма и мокша – в старости. Артха предстает единственной человеческой целью, которая соотносится в Кама-сутре с определенными социальными группами. В трактате отразилось и понимание артхи как целеполагания в целом, благодаря чему артха, дхарма и кама рассматриваются в качестве трех разновидностей артхи, и таким образом целое как бы отождествляется с одной из своих частей. В тексте указывается, что она наиболее приоритетна для царя, поскольку в ней корень людских нужд, составляющих область его прямой компетенции, но также и для куртизанок. Когда ремесло куртизанки, помимо удовольствия от общения с «превосходным мужчиной», привлекает новых поклонников и, следовательно, открывает перспективу для дополнительных доходов, то речь идет об артхе с «выгодным усложнением»; когда близость приносит простую прибыль – об артхе «без усложнения»; когда при близости с привязанным к ней мужчиной теряются надежды на будущее и открывается перспектива нищеты – об артхе с «невыгодным усложнением»; когда происходит сближение с высоким по статусу лицом, связь с которым доставляет мало удовольствия, но является выгодной в других отношениях, – об артхе с «выгодным усложнением»; когда куртизанка вступает в связь со скрягой или обманщиком, то это не-артха «без усложнения», тогда как подобная по результативности связь с высоким лицом, чреватая дополнительными неприятностями, – не-артха с «невыгодным усложнением».

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

См. также АРТХАШАСТРА; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; КАМА; КАМАСУТРА; МОКША; ПУРУШАРТХА; ТРИМУРТИ.

Владимир Шохин
 

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Сыркин А.Я. К систематизации некоторых понятий в санскрите. – В кн.: Семиотика и восточные языки. М., 1967
Ватсьяяна Малланага. Камасутра. М., 1993
Артхашастра, или наука политики. М., 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет