Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

РОУ, АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ

РОУ, АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ (1906–1973), русский кинорежиссер. Народный артист России (1968). Родился 24 февраля (8 марта) 1906 в Москве. Руководител коллективом художественногой самодеятельности, «Живой газетой» и агитбригадами «Синей блузы» в Москве. В 1930 окончил актерское отделение киношколы им. Б.Чайковского, а затем драматический техникум (1934). В кино пришел в 1930, работая сначала помощником и ассистентом режиссера киностудии «Межрабпомфильм» (фильмы Марионетки и Бесприданница Я.Протазанова, Белеет парус одинокий В.Легошина). С 1937 – режиссер киностудии им.Горького.

Также по теме:
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)

В 1938 Роу поставил свой первый полнометражный фильм По щучьему велению (по одноименной пьесе Е.Тараховской), сюжет которого составили четыре русские народные сказки (По щучьему велению, Царевна Несмеяна и др.). Искрометный юмор, удачный подбор актеров (П.Савин в роли Емели, С.Терентьева в роли Несмеяны, Г.Милляр в роли Царя Гороха), простые, но забавные трюки (говорящая щука, бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь и т.д.) давали все основания расценить картину дебютанта как большую удачу, однако в то время прямое переложение фольклора в экранную форму считалось «художественно-легковесным». Возможно, поэтому в своих последующих работах Роу сделал попытку расширить жанровые возможности фильма-сказки: Василиса Прекрасная (1940) стала скорее лирической драмой, в Кащее Бессмертном, снимавшемся в военные годы, преобладали элементы военно-приключенческого фильма.

В 1940-е годы режиссер работал в документальном (Артек) и экспериментальном кино (стереоскопический фильм День чудесных превращений), но его главным призванием по-прежнему оставалась киносказка, к которой он смог вернуться в 1950-х годах. Новым крупным успехом режиссера стал фильм Марья-Искусница (1959), где особенно удались эпизоды в подводном царстве Водяного с эффектным для своего времени применением комбинированных съемок. Вместе с тем сказочные интонации и кинотрюки далеко не в полной мере исчерпывали гоголевскую поэтику в экранизациях Майской ночи и Вечеров на хуторе близ Диканьки, осуществленных Роу в 1952 и 1961.

Важным вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, совмещающие традиционные фольклорно-сказочные мотивы и новых героев, сверстников и современников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме Новые похождения Кота в сапогах (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка Королевство кривых зеркал, юная героиня которой, советская школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника (эти роли сыграли близнецы Оля и Таня Юкины).

Новое обращение к русскому фольклору – Морозко – было по праву оценено как одно из высших достижений художественного стиля Роу (Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965). Прекрасный актерский ансамбль (А.Хвыля в заглавной роли, Н.Седых, И.Чурикова, неизменный Г.Милляр в роли Бабы-Яги), комическая эксцентрика, трюковые съемки, традиционный русский колорит – все эти компоненты фильма находились в гармоническом единстве и взаимодействии. Последующие работы Роу, также фильмы-сказки на основе русского фольклора, хотя и не превзошли успех Морозко, но пополнили фонд отечественного кино для детей.

Умер Роу в Москве 28 декабря 1973.

АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ РОУ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Парамонова К. Александр Роу. М., 1979
Кушнерович М. Александр Роу: творческий портрет. – Кинокалендарь-1991. М., 1990
Лепкова Я. Роу и его команда. – Культ личностей, 1999, сентябрь-октябрь

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Страны мира

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет