Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ, группа художников, осуществившая масштабный прорыв «неофициального» российского искусства второй половины 20 в. из «подполья» (в этом отношении аналогом была студия Э.М.Белютина).

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Члены «Движения» развивали принципы постфутуристического кинетизма, стремясь воплотить в своих образах новые горизонты постижения мира, открытые современной наукой и техникой. Организатором и душой группы, созданной в 1962 (в значительной мере из выпускников Московской средней художественной школы), был Л.В.Нусберг. В состав «Движения» входили также В.П.Акулинин, Г.И.Битт, А.Е.Григорьев, Р.И.Заневская-Сапгир, Ф.Инфанте, Ю.И.Лопаков и другие художники; к группе примыкали С.М.Зорин и В.Ф.Колейчук. Возрождая традиции конструктивизма (и последовательно переходя от станковой живописи и графики к дизайну), Нусберг и его друзья сочетали эти традиции с широким спектром новых технологических эффектов, призванных создать «тотальную среду» искусства, формируемую (в идеале) с активным участием зрителя. Группа выполнила ряд официальных заказов, ставших своеобразными парадами светокинетизма. Самыми крупными из них были оформление центра Ленинграда к 50-летию революции (1966) и дизайн огромной выставки «50 лет советского цирка» в московском Манеже (1969). Но еще более непринужденно творческие потенции «Движения» раскрылись в экстравагантно-живописных сюрреалистических хэппенингах, т.н. кинетических играх, которые устраивались «для своих» на восточном побережье Крыма (1971–1972), а позднее – в подмосковных лесах.

Несколько бурных лет с немалым риском просуществовав в авантюрном «официально-подпольном» режиме, группа распалась в первой половине 1970-х годов в результате давления со стороны властей и творческих противоречий. Эмигрировав в 1976 в Германию (где «Движение» еще до этого завоевало большую известность), Нусберг вновь собрал часть своих единомышленников, продолжая футуро-утопические разработки искусственной «биокинетической среды» («проекты ИБКС»). Окончательно деятельность «Движения» как художественного коллектива прекратилась с переездом его лидера в США (1981).

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет