Также по теме

БУДАПЕШТ

БУДАПЕШТ, столица и крупнейший город Венгрии, важный экономический, транспортный и культурный центр Центральной Европы. Площадь города – 525 кв. км. В административном отношении Будапешт выделен в отдельную территориальную единицу – медье Пешт. См. также ВЕНГРИЯ.

 IGDA     БУДАПЕШТ, здание парламента.

География и природные условия.

Будапешт расположен по берегам Дуная, в том месте, где река выходит из гор на Большую Среднедунайскую низменность, у наиболее удобной в Венгрии переправы через Дунай. Река пересекает город примерно с севера на юг, разделяя равнину и холмистую местность на Пешт и Буду. Две трети города раскинулось на левом, пештском берегу, одна треть – на будайских холмах. Климат в Будапеште – умеренно-континентальный, с сильными сезонными колебаниями (средняя температура января –2° С, средняя температура июля +21° С). Осадков выпадает 450–900 мм. в год.

Управление.

Город Будапешт управляется администрацией, во главе которой стоит избираемый жителями мэр (с 1990 – Габор Демски). Представительный орган – выборная Генеральная ассамблея. В административном отношении делится на 23 района (керюлет).

История.

Первое известное поселение на месте современного Будапешта существовало уже во 2 тысячелетии до н.э. К 1 в. до н.э. здесь существовал кельтский населенный пункт Ак-Инк (что означает: «Источник, богатый водой»), занимавший ок. 30 га по склонам горы Геллерт и бывший значительным ремесленным и торговым центром. На рубеже н.э. кельтское племя эрависков было покорено римлянами и населенная им территория включена в римскую провинцию Паннония. В 106 Ак-Инк, переименованный в Аквинкум, стал административным центром римской провинции Нижняя Паннония. В городе размещались провинциальная администрация и римский гарнизон, насчитывалось 20 тыс. жителей. На западном берегу Дуная до сих пор сохранились руины римского лагеря, вилл, термов и амфитеатра.

В начале 5 в. римские оборонительные рубежи были прорваны готами и другими племенами, бежавшими от наступавших на Запад гуннов. Ок. 430 Паннония стала центром обширной гуннской империи. Романизированное население покинуло Аквинкум, на смену ему пришли остготы и гунны. После распада гуннской державы на Дунае обитали гепиды, лангобарды, затем Панония на 200 лет превратилась в центр Аварского каганата. В 796 авары были разгромлены франками. В 9 в. Дунайские области вошли в состав славянской Великоморавской державы.

Ок. 896 на Дунай пришли венгерские племена, и о-в Чепель стал резиденцией венгерского князя Арпада. Территория бывшего Аквинкума, Обуда (получила название по имени Буды, брата Арпада), была первым политическим центром Венгрии. В 973 венгерские князья перенесли столицу в Эстергом. С 1184 Обуда известна как город.

К 12–13 вв. относятся первые сведения о городском поселении на левом берегу Дуная – Пеште. Под покровительством венгерских королей в Обуду и Пешт широко привлекались переселенцы из Франции, Валлонии и Германии. В 1241 оба города были разорены в ходе монгольского нашествия. После этого по всей Венгрии развернулось широкое строительство укреплений. Король Бела IV выстроил на современной Крепостной горе королевский замок с укрепленной террасой вдоль берега; этот третий город был назван Будой. Пешт, с его смешанным венгерско-немецким населением, по своему развитию приближался к городам Западной Европы, служа торгово-ремесленным центром.

В 1361 венгерские короли из Анжуйской династии перенесли в Буду столицу страны, выстроив дворцы на Крепостной горе. В 1395 в городе был основан университет. Буда достигла расцвета в эпоху Возрождения при короле Матьяше (1458–1490) и его жене-итальянке Беатрисе. Итальянское Возрождение оказало большое влияние на культуру Буды. В 1473 в городе была отпечатана первая венгерская книга.

На рубеже 15–16 вв. в Буде жили 12–15 тыс. человек, в Пеште – 10 тыс. и в Обуде – 2–3 тыс. Три соседних города образовывали крупный экономический и культурный центр на важнейших торговых путях, которые связывали Восточную и Западную Европу. Предназначенный на убой скот отправлялся с Венгерской равнины в города Северной Италии, Австрии и Баварии. Торговцы Буды играли большую роль в виноторговле. В городе расцвели ремесла, сооружались великолепные резиденции аристократов и высших духовных лиц. Наряду с немецкими поселенцами, в городах появились армянские, греческие и даже арабские торговцы. Венгры составляли примерно половину городского населения.

Катастрофическое поражение венгров в битве с турками при Мохаче в 1526 открыло путь к турецкой оккупации Буды и Пешта в 1541. В Буде разместилась османская военная администрация. Лишь в 1686 европейским армиям удалось взять штурмом Будайскую крепость после шестинедельной осады. Буда и Пешт были освобождены из-под власти Османской империи и присоединены к владениям австрийских Габсбургов. Но столица в Буду не вернулась. Венгерский парламент, переведенный в 16 в. в Пожонь (Братиславу), остался в этом словацком городе до 1848.

В 18 столетии для Буды и Пешта наступил период мира. Население вновь стало быстро расти, но его численность достигла средневекового уровня лишь к концу века. Как в центре, так и вокруг него было сооружено большое количество прекрасных дворцов. В начале 19 в. была в основном снесена крепостная стена, возведенная в 13 в.

В начале 19 в. Буда превратился в центр реформаторского движения во главе с графом Сеченьи. В 1849 был сооружен первый постоянный мост, связывавший Буду и Пешт (Цепной мост).

Буда и Пешт были центрами венгерской революции 1848–1849. Парламент страны был возвращен из Братиславы. Поэт Шандор Петефи и другие революционеры, выступавшие в пештском кафе «Пильвакс» призывали к свержению Габсбургов, и отряды сторонников независимости маршировали по улицам Пешта. Однако война за независимость закончилась поражением венгров. Чтобы держать непокорных горожан под прицелом пушек, на вершине горы Геллерт была воздвигнута Цитадель.

В 1850-х началось развитие венгерских железных дорог. Центром сети служили Буда и Пешт, откуда линии радиально расходились во все стороны – к Карпатам, Вене, Адриатике, на Балканы, в Северную Европу.

В 1867 Габсбурги пошли на компромисс с венгерской аристократией, и Венгрия стала наряду с Австрией равноправной частью Габсбургской империи. В 1872 парламент Венгрии издал акт об объединении Буды, Пешта и Обуды в один город, который получил название Будапешт. Период 1867–1914 стал временем бурной индустриализации и роста города. Будапешт был не только вторым по значению городом Австро-Венгрии, но также экономическим и культурным центром европейского значения. Между 1875 и 1900 население города утроилось, достигнув 300 тыс. В 1910 в Будапеште (в его нынешних границах) жило ок. 1 млн. человек. В городе, важном речном и железнодорожном центре, сооружались склады леса, зерна и других товаров и изделий сельского хозяйства. В нем размещались новые банки, фирмы, машиностроительные и электрические промышленные предприятия; в 1910 ок. 44% горожан были заняты в промышленности. (См.также ГАБСБУРГИ).

С 1870 осуществлялся одобренный муниципалитетом план общественных работ. Перестройка города включала создание кольца улиц и бульваров, парков и сети городского транспорта. В Пеште были сооружены Большой бульвар и магистральная улица Андрашши, которая протянулась от исторического района Бельварош до Городского парка. Сооружались мосты через Дунай. С 1873 будапештские улицы освещались электрическими фонарями. В 1887 в городе появились трамваи, в 1888 – пригородные поезда, а в 1896 – первое метро на европейском континенте. В 1885 в Будапеште заработал городской телефон, в 1900 был организован Королевский автомобильный клуб.