Также по теме

ПАВЛОВСК

ПАВЛОВСК – знаменитый дворцово-парковый комплекс под Санкт-Петербургом в 5 километрах от Царского Села, выдающийся памятник русской художественной культуры конца 18 – начала 19 вв., один из крупнейших в Европе пейзажных парков (600 га).

Исторический очерк.

Основание Павловска относится к 1777, когда императрица Екатерина II (1729–1796) подарила своему сыну и наследнику Павлу (1754–1801) по случаю рождения сына Александра лес в 362 десятины на р.Славянка. В 1778 начались работы по сооружению летней резиденции Павла: были построены два деревянных здания. Вокруг одного из них, где теперь возвышается каменный дворец, создавался парк пейзажного типа: прорывались дополнительные русла реки, возводились плотины, на искусственно созданных островах и по берегам р.Славянки возникали первые парковые сооружения (Руина, Китайская беседка).

Ансамбль Павловска создавался в течение 50 лет тремя поколениями архитекторов и художников. Первый период строительства связан с планировкой Павловска как загородной усадьбы, выполненной по проекту архитектора Ч.Камерона (1745–1812). Второй период – с созданием парадных районов в парке и новых залов во дворце, строительство которых возглавил В.Бренна (1747–1820). Третий – завершение художественного ансамбля Павловска зодчими А.Н.Воронихиным (1760–1814), Дж. Кваренги (1744–1817), К.И.Росси (1775–1849), художником П.Гонзаго (1751–1831).

Камерон возвел на холме здание дворца (1782–1786), который первоначально представлял собой русскую дворянскую усадьбу, включающую в себя дворец, хозяйственные постройки и парк. От трехэтажного здания в виде куба, перекрытого куполом, полукольцом отходили одноэтажные открытые галереи, завершавшиеся служебными флигелями такой же высоты. Первый этаж главного корпуса с большими полуциркульными проемами служил цоколем всего здания, и был покрыт рустом, создавая впечатление монументальности.

Центральную часть нижнего этажа главного фасада, обращенного в сторону парадного двора, поддерживало восемь сдвоенных колонн с коринфскими капителями, над которыми проходил лепной фриз. Членение здания по горизонтали было подчеркнуто карнизом в первом этаже, лепной полосой, отделяющей второй этаж от третьего. Членение по вертикали – арочными проемами нижнего этажа, колоннадой в средней части фасада и невысоким куполом с колоннами.

После воцарения Павла I (1796) меняется характер усадьбы. Став царской резиденцией, она должна была демонстрировать величие власти монарха, приглашенный императором архитектор Бренна должен был придать Павловску пышность и парадность. Он надстроил галереи, сделав их двухэтажными, пристроил еще два полуциркульных крыла, что придало площади форму эллипса, а дворцу – характер замковой постройки. Многие залы были заново отстроены и оформлены. Бренной применялось много позолоты, лепнины, использовался военный орнамент. Центральную анфиладу парадных залов открывал Верхний вестибюль. Тогда же была построена Парадная лестница (1784–1788), Тронный зал (1797–1798), галереи, придворная Церковь во имя Петра и Павла (1797–1798).

После убийства Павла I (1801) его вдова Мария Федоровна (1759–1828) переселилась в Павловск. В начале 1803 во дворце возник пожар, с лета 1803 начались восстановительные работы под руководством Воронихина, Кваренги, Росси.

Интерьеры дворца.

Павловский дворец состоит из восьми корпусов, имеет более 300 помещений. Вход в залы дворца открывается Нижним или Египетским вестибюлем архитектора Ч.Камерона (1786). Пол вестибюля выложен каменными плитами, арочные проемы дверей, ведущих внутрь, повторяют размеры и форму входных, зал украшен черными скульптурами в египетском стиле, росписями, гипсовыми медальонами с изображением знаков Зодиака, выполненными по проекту А.Н.Воронихина (1803).

Итальянский зал – парадный зал дворца, выполнен по Камерона (1786). Архитектура зала была навеяна римским Пантеоном: расположенный в центре здания, зал представляет собой круглое в плане перекрытое куполом помещение, в середине которого естественный источник света – «глаз» Пантеона. Стены облицованы искусственным мрамором, установлены рельефы, подлинная античная скульптура.

Греческий зал – парадный танцевальный зал, построен Камероном, позже восстановлен Воронихиным. Зал по форме напоминает греческий гипостильный зал с колоннадой коринфского ордера, деревянные колонны которой покрыты искусственным мрамором зеленого тона с белыми капителями. Зал декорирован копиями античных скульптур, ампирной мебелью, канделябрами из золоченой бронзы в стиле Людовика XVI.

От Итальянского и Греческого залов, составляющими центр композиции дворца, симметрично расходились боковые анфилады (парадные помещения). По бокам от Греческого зала по проекту Бренны были выполнены восьмигранные кабинеты. Один из них, декорированный символами плодородия, труда, искусств, был назван Залом мира и вел на половину Марии Федоровны. Второй кабинет, Зал войны, открывал покои императора и был украшен великолепной печью, мраморными бюстами римских императоров. Начинающиеся Залом войны и Залом мира боковые анфилады при разнообразии отделки художественно объединены сходством оформления: в большинстве комнат стены облицованы белым искусственным мрамором, плафоны покрыты росписью, карнизы – лепкой и позолотой, используются гобелены, картины.

На половине Павла I после Зала войны идет Ковровый кабинет, украшенный гобеленом Весна брюссельской работы, фресками по сюжетам античной мифологии, мраморным камином с флорентийской мозаикой и отделкой из золоченой бронзы.

Следующий кабинет разделен аркой на две части, в одной из которых находилась библиотека, в другой – кабинет императора Павла.

Туалетная Павла работы архитектора Камерона (1786), Бренны (1792) – небольшое продолговатое помещение с овальными торцевыми стенами. Парадная спальня выполнена по проекту Бренны (1793) и Воронихина (1803–1804). Стены затянуты шелком с росписями, камин каррарского мрамора украшен вставками из цветных камней. В центре зала располагалась резная позолоченная кровать с балдахином.

От Зала мира шли покои императрицы, комнаты здесь отличались от покоев Павла архитектурными деталями и внутренним убранством: Библиотека Марии Федоровны (архитекторы Бренна (1792), Воронихин (1803–1804)), Будуар (архитекторы Бренна (1792), Воронихин (1803–1804)), Туалетная Марии Федоровны (архитектор Бренна (1797)), Фрейлинская (архитекторы Бренна (1797), Воронихин (1803–1804)).

В 1797 по проекту Бренны надстраивается левая колоннада. В ней устроена Картинная галерея, ведущая к Тронному залу (1797–1798) и Дворцовой церкви Петра и Павла (1797–1798). Картинная галерея, хранившая значительную коллекцию западноевропейской живописи, представляет собой двухсветный зал и является одним из самых парадных помещений дворца. Заканчивается галерея небольшим круглым Проходным кабинетом (1798), ведущим в Тронный зал. Для помещения Тронного зала Бренна построил специальный флигель, в котором размещалась дворцовая церковь и залы коллекции античных саркофагов. Тронный зал отличается большими размерами, в плане имеет форму квадрата со срезанными углами. Торжественность залу придавали стены из белого мрамора, декорированные лепниной, высокие арки дверей, окон и ниш, двери красного дерева с украшением из позолоченной латуни, плафон, расписанный по эскизу Гонзаго, фигуры кариатид работы И.П.Мартоса (1752–1835) и М.И.Козловского (1753–1802), роскошные печи в глубоких нишах.