Также по теме

ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИР»

ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИР». Орбитальная станция «Мир» в течение 15 лет (1986–2000) служила единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Ее работа началась 20 февраля 1986, когда был выведен на орбиту базовый блок этого многоцелевого международного комплекса. Высота рабочей орбиты станции составляла 320–420 км, наклонение орбиты 51,6 градуса. Масса станции в полном комплекте составляла 140 т, размер – 35 м, внутренний объем – 400 м3. За время работы станция совершила 86 331 виток вокруг Земли, на ней работало 28 длительных научных экспедиций, 108 космонавтов, из них 63 иностранных.

СОСТАВ ОРБИТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «МИР»

СОСТАВ ОРБИТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «МИР»

Элемент станции

Дата запуска

Дата стыковки со станцией

Базовый блок

20.02.1986

 
Модуль «Квант»

31.03.1987

09.04.1987

Модуль «Квант-2»

26.11.1989

06.12.1989

Модуль «Кристалл»

31.05.1990

10.06.1990

Модуль «Спектр»

20.05.1995

01.06.1995

Стыковочный отсек

12.11.1995

15.11.1995

Модуль «Природа»

23.04.1996

26.04.1996

 NASA     ОБЩИЙ ВИД СТАНЦИИ «МИР» с борта шаттла «Эндевор» (STS-89) 6 сентября 1998.       NASA     ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ «МИР», состыкованная с шаттлом «Атлантис» (STS-74) 15 ноября 1995. Вид из грузового отсека шаттла.

Характеристики отдельных элементов комплекса.

Базовый блок является основным звеном всей орбитальной станции, объединяющим ее модули в единый комплекс. В этом блоке находятся оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоит из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы «штырь-конус».

Модуль «Квант» предназначен для астрофизических и других научных исследований. Модуль состоит из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащенного двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имеет два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, – активный и пассивный. В автономном полете пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль «Квант» пристыковался к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приемном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11–12.04.1986.

Модуль «Квант-2» предназначен для дооснащения станции оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения научных экспериментов. Модуль состоит из трех герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль «Квант-2» и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля «Квант-2» в составе станции «Мир» – ось Y.

Модуль «Кристалл» предназначен для проведения технологических и научных исследований и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащенными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоит из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имеет три стыковочных агрегата: осевой активный – на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа – на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль «Кристалл» до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля «Спектр» (ось -Y). Затем он был переведен на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на свое штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведен на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблем «Атлантис» STS-71, а 17.07.1995 возвращен на штатное место (ось -Z).

Модуль «Спектр» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоит из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи, а также научные приборы. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля «Спектр» в составе станции «Мир» – ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК «Энергия» им. С.П.Королева) предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы «Спейс шаттл» со станцией «Мир» без изменения ее конфигурации, доставлен на орбиту на шаттле «Атлантис» (STS-74) и пристыкован к модулю «Кристалл» (ось -Z).

Модуль «Природа» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоит из одного герметичного приборно-грузового отсека. Он имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля «Природа» в составе станции «Мир» – ось Z.

В таком составе был окончательно сформирован облик орбитального комплекса «Мир». Транспортно-техническое обеспечение полета станции осуществлялось с помощью пилотируемых транспортных кораблей типа «Союз-ТМ» и грузовых кораблей «Прогресс-М»