Также по теме

КОНСТИТУЦИЯ

КОНСТИТУЦИЯ, совокупность основных принципов и норм, писаных или неписаных, в соответствии с которыми осуществляется управление государством. Большую часть истории человечества нормы, которыми руководствовались правительства, оставались неписаными или, по крайней мере, невоплощенными в каком-либо исчерпывающем официальном документе. Как правило, они существовали в виде набора традиций и обычаев, известных и правителям, и их подданным. Что-то напоминающее современную конституцию наметилось в «хартиях свобод», пожалованных монархами городам в Средние века, и при представлении древних обычаев в письменной форме, что продемонстрировала Великая хартия вольностей в 1215. Определенные части современных конституций остаются основанными на обычае, но отчуждения или ограничения власти, как правило, содержатся в писаных документах. Для писаных конституций великой эпохой стало время Американской и Французской революций конца 18 в.
Хотя и существует пришедшая из Средних веков традиция считать народ окончательным источником права, ее установление в качестве рабочего принципа стало возможным лишь сравнительно недавно. Вообще говоря, в наши дни на конституции смотрят как на произведение народа, являющегося высшей властью в обществе. В Великобритании, где прочно установилось правовое всемогущество парламента, сформировалась доктрина о том, что никакие конституционные изменения не проводятся прежде консультаций по поводу предлагаемого изменения на всеобщем голосовании. В США консультации с избирателями по новой конституции штата или по пересмотру старой проходят почти неизменно.

Типы конституций.

Писаные (полностью писаные) и неписаные (частично писаные). Одно время значительное внимание уделялось этому различию; британская конституция является примером неписаной, а конституции большинства стран мира – писаной. Однако в наши дни это различие уже не выглядит столь существенным, как представляется на первый взгляд. Конституция США, принятая в 1787, попыталась исчерпывающе изложить все полномочия и ограничения, а многие принципы британской конституции нигде не зафиксированы в письменной форме, сохраняясь в обычаях, возникших из партийной борьбы в законодательных органах или успешной оппозиции деспотичным правителям. Однако различие между двумя типами – это скорее различие степени. Значительные части британской конституции записаны, например, независимость судебной власти (Акт о престолонаследии, 1701), союз Англии и Шотландии 1707, расширения избирательного права (законы 1832, 1867, 1884, 1918 и 1928), ограничение полномочий палаты лордов (акт парламента 1911) и регулирование ареста и привлечения к суду (Хабеас корпус акт, 1679). С другой стороны, консультативная функция кабинета министров, его ответственность перед парламентом и неиспользование королевского вето являются обычаями, основанными на сложившемся общественном мнении и уважении к традиции.

С одной стороны, Конституция США окружена массой обычаев, которые так же обязывают государственных служащих, как и официально записанные положения. Например, партийная система в целом создана обычаем и лишь слегка регулируется, по крайней мере на государственном уровне, статутным правом. Практика Верховного суда по вынесению решений о конституционности законов государства и штатов также является продуктом обычая, хотя некоторые полномочия можно вывести из посвященного судебной власти раздела Конституции. Привилегии Сената, серьезно видоизменившие формальные положения о назначении на должность в аппарате исполнительной власти, и использование кабинета как консультативного органа представляют дополнительные примеры влияния обычаев.

Гибкие и жесткие. В зависимости от процедуры внесения поправок конституции называют гибкими или жесткими. Конституцию считают гибкой, если ее можно изменять тем же способом, что и обычные законы. Такая конституция имеет не больше юридической силы, чем статут, хотя законодательный орган может подойти к поправкам более основательно, чем к обычному законотворчеству. В Великобритании, где над парламентом не существует вышестоящего законодательного органа, и его акты не подлежат судебному пересмотру, конституция может меняться и меняется обычной процедурой, использующейся в законодательной работе. Жесткой же называют конституцию, для изменения которой требуется процедура, отличная от той, что используется при принятии обычных законодательных актов. Так, формальное принятие поправки к Конституции США требует внесения законодательного предложения двумя третями голосов обеих палат Конгресса (или национальным съездом, созываемым конгрессом по требованию легислатур двух третей штатов) и ратификации легислатурами или специальными съездами в трех четвертях штатов.
Различие, основанное на этом критерии, – скорее кажущееся, и это нетрудно обнаружить, сравнив процедуры внесения поправок, которым следовали Франция при Третьей республике и Германия при Веймарской конституции. Во Франции после подтверждения обеими палатами парламента желания внести изменение поправка официально принималась на общей сессии палат. Формально эту процедуру можно признать особой, но в действительности она равносильна подтверждению верховенства парламента, почти столь же мощного, как и в Великобритании. Общая сессия была просто инструментом придания процедуре драматичной торжественности. Хотя процесс внесения поправок во Франции был несложен, к нему прибегали редко; между 1884 и 1926 не было предложено ни одного изменения. В недолговечной Германской республике (1919–1933) процедура внесения поправок в конституцию отличалась от принятия обычных законов тем, что требовалось большинство в две трети голосов. Таким образом, и во Франции, и в Германии парламент являлся конституирующим органом лишь в чуть меньшей степени, чем в Великобритании.

Конституции России. Исторический обзор.

В 1730 была предпринята первая попытка создать конституцию. Ключевую роль в Верховном тайном совете, подчинившем себе Сенат и определявшем политику России, играли А.И.Остерман, князья Долгорукие и Голицины. На российский трон была приглашена племянница Петра, Анна Ивановна. Ей были предъявлены «кондиции» (условия), ограничивавшие ее власть. По «кондициям», Анна соглашалась управлять страной совместно с Верховным тайным советом, он должен был стать высшим органом управления. Она не имела права издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну и заключать мир. Без одобрения членов Совета («верховников») она не могла жаловать имения и чины выше полковничьего (VI ранга). Анна не могла вступать в брак и назначать наследника престола ни при жизни, ни по завещанию, без согласия Верховного Тайного Совета, который она обязывалась сохранить в составе 8 членов. В случае неисполнения «кондиций» она лишалась короны. 25 января 1730 она подписала «кондиции», но впоследствии разорвала «кондиции» и объявила себя самодержавной императрицей.
При Екатерине II также была сделана попытка оформить законодательный кодекс страны. Юристы составили под ее руководством Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения (1767) – документ, в котором отразились идеи просвещенного абсолютизма.

Проекты конституции разрабатывались и во время правления Александра I. Он провел важные изменения в структуре государственного управления. Он предоставил большие полномочия Сенату (1802), учредил министерства вместо коллегий. Ближайший советник и статс-секретарь Александра М.М.Сперанский по поручению императора составил план преобразования России, основанный на идее разделения властей: законодательную власть должна была осуществлять выборная Государственная дума, исполнительную – министерства, судебную – Сенат. Император сохранял право назначать министров. Встретив сопротивление придворных кругов, Александр отказался от конституции, отправил Сперанского в ссылку и учредил совещательный Государственный совет (1810).
В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.