Содержание статьи
    Также по теме

    ДАММИТ, МАЙКЛ

    ДАММИТ, МАЙКЛ (Dummett, Michael) (1925–2011) – английский философ и логик. Родился 27 июня 1925 в Лондоне. Учился в университете Оксфорда, где в 1979–1992 руководил кафедрой логики. Принадлежал к числу наиболее влиятельных философов языка 20 в. Наряду с новаторской интерпретацией философии и логики Готтлоба Фреге приобрел широкую известность благодаря участию в дебатах о реализме и антиреализме в философии, а также исследованиям по истории аналитической философии.


    Центральная проблема Даммита как философа – доказательство метафизического приоритета языкового анализа. Хотя первостепенной задачей философии является прояснение мыслей, сами мысли не даны нам непосредственно, они опосредованы языковыми выражениями. Поэтому для исследования мыслей необходима теория языкового значения.


    Языковые выражения, такие как утверждения, приказы и вопросы, имеют сложную внутреннюю структуру. Теория значения устанавливает в качестве семантической ценности отдельных частей выражения то содержание, благодаря которому по этим частям можно определить значение самого выражения. При этом Даммит подчеркивает, что применительно к говорящему мы вправе ожидать, что он обладает по меньшей мере имплицитным знанием принципов теории значения. Эти принципы следует формулировать таким образом, чтобы они объясняли языковое поведение говорящего, как если бы он следовал им в процессе говорения. Они должны проявляться в языковом поведении.


    Следуя различению, введенному Фреге, Даммит противопоставляет смыслу языкового выражения его силу. Если смысл устанавливается теорией значения, то теория силы определяет конвенции или условия, задающие различие между такими типами высказывания, как утверждения, приказы или вопросы. Однако сила высказывания и его смысл находятся в тесной взаимозависимости. Например, утверждение можно считать высказанным корректно лишь при условии, что говорящий в состоянии предоставить определенные гарантии его истинности. Но сама истинность или ложность утверждения устанавливается лишь через его смысл, который в свою очередь зависит от семантической ценности отдельных его частей. Тем самым принципы теории значения и конвенции теории силы применяются как взаимно дополнительные в каждом конкретном языковом выражении.


    Условия истинности некоторого утверждения, устанавливаемые посредством смысла, иногда выходят далеко за пределы сведений, имеющихся в распоряжении говорящего. Так, например, предположение Гольдбаха, что любое четное число является суммой двух простых, обычно считается имеющим определенное «истинностное значение» – истинность или ложность – хотя мы и не в состоянии определить, какое именно. Любой утверждающий предположение Гольбаха не располагает необходимыми гарантиями его истинности. Чтобы избежать этих трудностей, можно было бы считать, что корректным утверждение является и в том случае, когда оно основано на данных, которые в принципе доступны некоему превосходящему нас в познавательном отношении существу. Но это означало бы, что мы не вполне понимаем конвенции, лежащие в основе нашего языкового поведения. В качестве альтернативы такому решению Даммит предлагает модифицировать само понятие истины таким образом, чтобы оно находилось в большей зависимости от сведений, которыми мы располагаем если не актуально, то хотя бы потенциально. А это означает, что утверждения, в основе которых не лежат доступные человеку данные, нельзя считать ни истинными, ни ложными. В таком отвержении характерного для классической логики принципа двузначности (согласно которому всякое утверждение может быть признано либо истинным, либо ложным) Даммит усматривает краеугольный камень антиреалистической позиции: мы не можем рассматривать мир так, как если бы он определялся независимо от имеющихся в нашем распоряжении сведений.


    Основные публикации ученого: Истина и другие загадки (Truth and Other Enigmas, 1978), Интерпретация философии Фреге (The Interpretation of Frege’s Philosophy, 1981), Логический базис метафизики (The Logical Basis of Methaphysics, 1991).


    Умер Даммит 27 декабря 2011 в Оксфорде, Англия.
     

    Литература

    Даммит М. Истина. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998