Содержание статьи
    Также по теме

    Ю - У

    Ю – У. «Наличие/бытие» – «отсутствие/небытие». Антонимичная пара основополагающих категорий китайской философии, функционально аналогичная европейской оппозиции «бытие – небытие», но включающая в себя более узкие понятия – наличного и неналичного бытия. Этимологические значения «ю» – «правая рука, держащая мясо», «у1» – «танцор с перьями в руках», лексические – соответственно «иметь» и «не иметь», относящиеся к сфере обладания, а не бытия. Ю – совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеческие дела (ши3). Поэтому ю может квантифицироваться как «десять тысяч наличий» (вань ю), что синонимично «десяти тысячам вещей» (вань у) как всеохватному множеству. Термину «ю» присущ ценностный смысл – «имущество, достояние, богатство, собственность, ценность» (ср. фр. avoir), – отражающий аксиологичность и прагматичность китайской философии, доходящую до самого высокого онтологического уровня. У1 – не имеющая конкретных вещественных форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией. В качестве философских категорий ю и у1 впервые появились в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где, однако, их взаимосвязь представлена противоречиво: «Десять тысяч вещей Поднебесной рождаются из имеющегося (ю), имеющееся рождается из отсутствующего (у1)»; «Имеющееся и отсутствующее роджают друг друга».

    В Чжуан-цзы (гл. 2) с помощью итерации этих терминов произведено различение уровней реальности: «Имеется имеющееся (ю ю). Имеется отсутствующее (ю у). Имеется еще не начавшее иметь отсутствие. Имеется еще не начавшее иметься в качестве еще не начавшего иметь отсутствие» Исользование китайскими философами таких сочетаний, как «наличие наличия» (ю ю), «наличие отсутствия» (ю у), «отсутствие наличия» (у ю) и «отсутствие отсутствия» (у у), свидетельствует о том, что понятия «ю» и «у» не находятся друг с другом в отношении противоречия, подобно «бытию» и «небытию».

    Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотношение ю – у стало центральной проблемой «учения о таинственном» (сюань сюэ). В его рамках Ван Би (3 в.) объявлял у1 «корнем» (бэнь) и «сущностью» (ти1) всего сущего, отождествляя таким образом с дао, а Пэй Вэй (3 в.) в сочинении Чун ю лунь (О почитании наличия/бытия) опровергал данную точку зрения, доказывая, что ю – это самородная сущность, по отношению к которой у1 выступает лишь как отсутствие или недостача, что поддерживал Го Сян (252–312), отрицавший возможность «рождения имеющегося из отсутствующего», впервые осознав, что это может быть понято как однократный акт, то есть «творение из ничего». В китайском буддизме категория ю была использована для определения чувственной реальности, противоположной «пустоте» – шунье (кун).

    Литература

    Древнекитайская философия, т. 1–2. М., 1972–1973
    Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
    Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической литературе. М., 1994
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
    Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998