Содержание статьи
    Также по теме

    ЧАВЕС, УГО

    ЧАВЕС ФРИАС, УГО РАФАЭЛЬ (Chavez Frias, Hugo Rafael) (1954-2013), венесуэльский политический деятель, президент Венесуэлы.

    Родился Уго Чавес в г.Сабанета 28 июля 1954. Его родители были школьными учителями.С 1971 по 1975 учился в Военной академии Венесуэлы. Окончил ее в звании младшего лейтенанта.

    Служил в в воздушно-десантных частях. Увлекался чтением литературы теоретиков левых взглядов: К.Маркса, В.Ленина и Мао Цзэдуна.

    В 1980-х организовал подпольную организацию под названием COMACATE, а впоследствии на базе этой организации было создано также подпольное Революционное боливарианское движение (MBR -Movimiento Bolivariano Revolucionario).

    4 февраля 1992 Чавес возглавил неудавшуюся попытку государственного переворота.

    Начиная с 1990 происходит некоторое оживление экономики, отчасти в следствие лихорадочной приватизации; в 1991 экономический рост достиг 10%, а в 1992 – 9%. Однако к концу 1992 рост замедлился, а инфляция оставалась на уровне 30%.

    Кризис в стране продолжал углубляться. Происходил отток капитала, ряд банков объявили о своей несостоятельности. Резко повысилась преступность, в переполненных тюрьмах то и дело происходили бунты заключенных. Экс-президент Хайме Лусинчи, обвиненный в 1993 в коррупции, был оправдан, но бывший президент Перес был помещен под домашний арест, и в 1996 Верховный суд признал его виновным в незаконном расходовании государственных средств.

    Чавес  провел два года в тюрьме после своей неудавшейся попытки военного переворота, вышел на свободу и занялся созданием собственного электората, обращаясь за поддержкой в основном к бедным слоям населения. Его сторонники объединились в так называемое «Движение пятой республики» (ДПР). Кандидатуру Чавеса на президентских выборах в декабре 1998 поддержали, помимо ДПР, также МАС и коалиция небольших группировок левого толка.

    На парламентских выборах в ноябре 1998 поддержавшая Чавеса коалиция Патриотический полюс в составе его Движения Пятая Республика (ДПР), Движения к социализму (МАС), партии Родина для всех и других групп, набрала около 34% голосов и завоевала 76 из 189 мест в Палате депутатов и 17 из 48 мест в Сенате. ДД осталась крупнейшей из отдельных партий (55 мест в Палате депутатов и 19 в Сенате). КОПЕЙ получила лишь 27 депутатских и 7 сенатских кресел. На выборах губернаторов штатов и столичного округа Патриотического полюса и ДД завоевали по 8 постов, КОПЕЙ – 5.

    Последовавшие в декабре 1998 президентские выборы оказались настоящим политическим землетрясением. Они продемонстрировали упадок влияния ДД и КОПЕЙ, которые доминировали в стране на протяжении почти 40 лет. Итогом их правления стали коррупция, рост нищеты и резкое ухудшение элементарных государственных услуг, включая сферу здравоохранения и образования. Несмотря на нефтяные богатства Венесуэлы, более 80% населения жило в условиях бедности, 40% – даже ниже прожиточного минимума. Экономический спад, начавшийся в результате падения цен на нефть, ошибок в финансовой политике и политической нестабильности, привел к падению валового внутреннего продукта в 1998 на 0,7% (в 1999 кризис продолжался, несмотря на то, что цены на нефть вновь возросли).

    На волне всеобщего недовольства победу на президентских выборах одержал Уго Чавес (56,2% голосов), далеко обошедший своих соперников – банкира и бывшего губернатора Энрике Саласа Рёмера (39,9%) и «мисс Вселенную 1981» Ирену Саэс (2,8%). Традиционные партии ДД и КОПЕЙ отказались от выдвижения собственных кандидатов и выразили поддержку Саласу.

    Вступив на президентский пост 2 февраля 1999, Уго Чавес отказался принести клятву на конституции 1961, объявив ее «мертвой». Он объявил о намерении добиться принятия новой конституции, которая должна была предусматривать глубокую реформу всей политической, правовой и хозяйственной системы, о борьбе с бедностью и коррупцией. Чавес провозгласил начало «мирной революции» и пригрозил, что распустит конгресс и Верховный суд, если те будут оказывать сопротивление запланированным преобразованиям.

    Социально-экономическая политика Чавеса не предусматривала принципиального отказа от рыночных механизмов, режима «жесткой экономии» и экономической ориентации на США, не предполагала национализации основных отраслей промышленности и финансов. В то же время, новые власти стремились увеличить вмешательство государства в хозяйственную и социальную сферу. Чавес ввел в действие «План Боливар 2000», в соответствии с которым 70 тысяч военнослужащих и 80 тысяч государственных служащих направлялись на проекты развития инфраструктуры, здравоохранения, образования сельского хозяйства и строительство дорог. При этом правительство продолжало курс на дальнейшее сокращение государственных расходов, в том числе на социальные нужды, ограничило повышение зарплаты в государственном секторе, так что он значительно отставал от роста инфляции, ввело налог на банковские операции и т.д.

    Приход к власти Чавеса привел к резкой поляризации политических сил. Развернулась острая борьба между его авторитарным режимом и старыми партийными, юридическими, предпринимательскими и профсоюзными элитами. Президент сразу же перешел в наступление на законодательные и судебные власти Венесуэлы. 17 февраля 1999 он потребовал принятия закона о предоставлении ему чрезвычайных полномочий. В конце марта конгресс вынужден был признать за президентом права на законодательные меры по оздоровлению бюджета сроком на 180 дней, а 15 апреля – после угроз Чавеса ввести чрезвычайное положение – дополнительные чрезвычайные полномочия в области экономики.

    В апреле 1999 Чавес провел референдум, в ходе которого 90% участников (голосовало всего 47% избирателей) высказались за созыв Учредительного собрания для разработки новой конституции страны. Выборы в собрание состоялись в июле; 120 из 128 мест (еще три места были зарезервированы за индейскими общинами) получили сторонники президента, и тот был вновь утвержден на своем посту. Верховный суд пытался ограничить полномочия Учредительного собрания, постановив, что оно не имеет права распускать демократически избранные органы. Однако 12 августа собрание, проигнорировав мнение судебных инстанций, объявило о принятии на себя чрезвычайных полномочий по реформированию государственных органов, а 19 августа ввело «чрезвычайное положение» в области юстиции. Оно постановило также провести расследование деятельности всех судебных инстанций страны, включая Верховный суд, а также осуществить их чистку от лиц, замешанных в коррупции. После этого сопротивление Верховного суда было сломлено, а его председатель Сесилия Соса Гомес ушла в отставку. Против 75 судей различных инстанций власти возбудили дела по обвинению в злоупотреблении служебным положением и коррупции.

    Теперь основной удар правительства Чавеса был направлен на оппозиционный по своему составу Национальный конгресс. 25 августа 1999 Учредительное собрание постановило лишить конгресс законодательных полномочий; его заседания были запрещены и назначена комиссия по расследованию деятельности депутатов и сенаторов. Остроту конфликта смягчило посредничество католической церкви (сам Уго Чавес – глубоко верующий католик). Согласно достигнутому компромиссу, конгресс смог возобновить свои заседания 1 октября 1999, но вынужден был, по существу, принять собственное бесправное положение. Верховный суд отклонил иск парламентариев, которые добивались отмены чрезвычайных законов, принятых Учредительным собранием. Наконец, как собрание, так и конгресс одобрили текст новой конституции Боливарианской Республики Венесуэла, а 15 декабря ее утвердил всенародный референдум. Содержавшиеся в тексте положения, предусматривавшие расширение государственного вмешательства в экономику, вызвали недовольство предпринимательских организаций.

    После вступления конституции в силу в январе 2000 Учредительное собрание было распущено и на срок до новых выборов заменено временным комитетом конгресса.

    Следующий конфликт возник между правительством Чавеса и прессой. По распоряжению властей был закрыт оппозиционный тележурнал, что вызвало бурные демонстрации протеста журналистов, обвинивших режим в нарушении свободы печати. Частные телевизионные каналы Венесуэлы открыто выступали против президента.