Содержание статьи
    Также по теме

    ПРИМАКОВ, ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ

    ПРИМАКОВ, ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ (1929–2015), российский политический и государственный деятель, ученый-востоковед; действительный член Академии наук СССР (1979), академик Российской академии наук, член Президиума РАН, Чрезвычайный и полномочный посол, председатель правительства Российской Федерации (1998–1999).

    Родился 29 октября 1929 в Киеве. Сразу после рождения его мать переехала в Тбилиси, где жила ее семья. После окончания тбилисской школы, в 1948 поступил в Московский институт востоковедения на арабское отделение. В 1956 окончил аспирантуру экономического факультета, защитил кандидатскую диссертацию на тему о получении максимальных прибылей иностранными нефтяными компаниями, оперирующими на Аравийском полуострове в 1960.

    ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ ПРИМАКОВ

    В 1956 пришел на работу в Главное управление радиовещания в арабскую редакцию журналистом. На радио он проработал корреспондентом, выпускающим редактором, ответственным редактором, заместителем главного редактора, главным редактором. В 1956 Примаков стал старшим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО). В 1959 вступил в КПСС.

    В 1962–1966 работал обозревателем, а затем заместителем редактора отдела стран Азии и Африки газеты «Правда». В 1966–1970 – собственный корреспондент газеты «Правда» в арабских странах, где выполнял ответственные поручения ЦК и Политбюро ЦК КПСС. В 1969 защитил докторскую диссертацию по теме «Социальное и экономическое развитие Египта».

    В 1970 Примаков стал заместителем директора ИМЭМО. Но продолжал выполнять ответственные миссии советского руководства для налаживания контактов на Ближнем Востоке. В 1977 был назначен директором Института востоковедения. Избран членом-корреспондентом АН СССР (1974), академиком АН СССР (1979). С 1979 – профессор Дипломатической академии. С конца 1970-х работал заместителем Советского комитета защиты мира. Задача этой организации – пропаганда политики СССР с целью приобрести единомышленников за рубежом, в основном, в среде интеллигенции. В 1985–1989 – директор ИМЭМО АН СССР.

    Во время работы в ИМЭМО он руководил разработкой методики т.н. «мозговой атаки». Эта методика включала обсуждения и последующий ситуационный анализ проблем мировой политики, как международные конфликты, кризисы и др. За успешную разработку и применение этой методики в 1980 получил Государственную премию СССР. Примаков принимал участие в закрытых обсуждениях, которые проводил ИМЭМО со Стратегическим центром Стенфордского научно-исследовательского института США, участвовал в Пагуошском движении, в советско-американских Дартмутских встречах. Встречался с японским Советом по вопросам безопасности «Анпокен».

    В 1986 был избран кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1989–1990 годы – член ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1988 был избран членом Верховного Совета СССР. В 1989–1991 – народный депутат СССР. В 1989–1990 – председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. Примаков проводил линию самостоятельности Верховного Совета. В 1990 оставил пост председателя Совета Союза Верховного Совета, вошел в состав Президентского совета СССР, где занимался вопросами внешней политики. В октябре 1990 во время войны в зоне персидского залива в качестве спецпредставителя президента встречался с Саддамом Хусейном.

    После роспуска Президентского совета в 1991 стал членом Совета Безопасности СССР, в составе которого занимался внешнеэкономической деятельностью. В январе 1991, когда Примаков хотел уйти в отставку, Горбачев его не отпустил. В том же году он был ответственным за координацию работы с «Большой семеркой» для подготовки участия СССР в саммите.

    После августовского путча 1991, с сентября 1991 по ноябрь 1991 – первый заместитель председателя КГБ СССР – начальник 1-го Главного управления КГБ СССР. 30 сентября 1991 возглавил Центральную службу разведки – бывшее Первое главное управление КГБ СССР. После распада СССР с ноября 1991 по январь 1996 возглавлял внешнюю разведку Российской Федерации. Во время работы Примакова на этом посту им было создано новое аналитическое управление, которое занималось проблемами ядерного оружия и оружия массового уничтожения; инициировано принятие закона «О внешней разведке РФ»; образовано подразделение, которое отслеживало экономические и политические процессы, которые могли бы нанести ущерб интересам России.

    В 1996 Примаков был назначен министром иностранных дел. Во внешней политике он проводил курс в национальных интересах России, в отличие от политики его предшественника, Козырева. Примаков являлся автором стратегии «многополярности», его приход воспринимался в мире как смена внешнеполитического курса России.

    В августе 1998 после дефолта был назначен председателем правительства РФ. Ельцин был вынужден представить кандидатуру Примакова, т.к. кандидатуру Черномырдина Государственная Дума отклонила дважды. При первом же голосовании Примаков получил 317 голосов «за», что явилось больше конституционного большинства. Страна была в чрезвычайно сложном экономическом и политическом положении: финансовая и банковская системы рухнули, произошел обвал фондового и валютного рынков, рухнула «пирамида» ГКО, рубль обесценился, началась инфляция, потребительские цены резко выросли. Накопилось огромное количество долгов по зарплате, пенсиям и др. Страну захлестнули забастовки, и была опасность непредсказуемых последствий для страны, как масштабные социальные потрясения и утрата экономического суверенитета.

    Примаков и его правительство приступили к выплате долгов, начали снижать налоги для пополнения бюджета, боролись против роста цен и тарифов, которые повышались совершенно необоснованно естественными монополиями. Был введен контроль за Пенсионным фондом, это позволило начать выплачивать пенсии. Правительство запретило строить финансовые пирамиды, хотя они инициировались руководством Центробанка. Также были предотвращены попытки ЦБ поднять процентные ставки.

    С конца 1998 начался экономический рост, он составил 23,8% всего за несколько месяцев, что было равносильно «экономическому чуду», спад производства сокращался. Бюджет 1999 был выполнен и даже появился небольшой профицит в 2%. Однако снизить налоги правительству не удалось из-за давления МВФ.

    Именно благодаря правительству Примакова и его первому заместителю Юрию Маслюкову удалось избежать перехода на «аргентинскую модель» экономики.

    Примаков активно возражал против военного вмешательства и бомбардировок Югославии. В марте 1999, когда он летел в США на переговоры с вице-президентом А.Гором, стало известно о начале бомбардировок Югославии. Примаков и его команда приняли решение прервать полет. Самолет развернулся над Атлантикой и полетел обратно.

    За время пребывания Примакова на посту председателя правительства в стране стабилизировалась политическая ситуация, в экономике наметилась позитивная тенденция. Стал образовываться политический центр власти, который пользовался доверием как в обществе, так и в парламенте. Его правительство поддерживалось большинством думских фракций, в том числе коммунистами. Примаков сам придерживался левоцентристских взглядов. Он также начал активно бороться с коррупцией и с экономическими преступлениями. Рейтинг Примакова начал расти, в то время как рейтинг президента Ельцина неуклонно падал и, скорее всего, председатель правительства победил бы на следующих президентских выборах. На этом фоне отношения с президентом и его окружением обострились. В итоге в мае 1999 Примаков был необоснованно снят с должности.

    Вернулся в публичную политику 17 августа 1999, возглавив предвыборный блок «Отечество – Вся Россия» вместе с Юрием Лужковым и Владимиром Яковлевым.

    17 декабря 1999, накануне парламентских выборов, Евгений Примаков официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000. В прессе началась грубая информационная война против Примакова и Лужкова. В феврале 2000 он заявил о своем отказе от участия в президентских выборах. В итоге политический государственно-центристский социальный проект не был реализован.