Также по теме

ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ (англ. Inflation, deflation) – изменения, соответственно повышение и понижение, общего уровня цен в экономике.

Наиболее типичным изменением уровня цен является инфляция – обесценивание денег в результате роста цен на все товары. Дефляция, повышение ценности денег в результате снижения уровня цен, наблюдается реже и охватывает, как правило, не все виды товаров, а лишь отдельные их группы.

Измерение изменения цен.

Инфляция может принимать различные формы (Рис. 1).

В экономике командного типа она обычно имеет подавленную форму: правительство контролирует уровень цен и не дает им повышаться, однако обесценение денег проявляется в росте товарного дефицита и времени, которое покупатели тратят на поиск товара. В рыночном хозяйстве инфляция проявляется в открытой форме – как прямой рост оптовых и розничных цен. Если цены растут со скоростью примерно 3–5% в год, такую инфляцию называют ползучей, это нормальное для современной экономики явление. Опасным считается, когда инфляция становится галопирующей (до 100% годового прироста) или даже перерастает в гиперинфляцию (свыше 100%).

Для измерения изменения уровня цен используются такие экономико-статистические показатели как дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП), индекс потребительских цен и индекс цен производителя.

Дефлятор ВВП рассчитывается как отношение номинального ВВП к реальному:

В этой формуле номинальный ВВП выражается в текущих ценах (в рыночных ценах данного года), а реальный ВНП рассчитывается в сопоставимых ценах (в ценах периода, который принимается за базовый).

Индекс потребительских цен (индекс Ласпериса) определяется как отношение потребительской корзины в текущих ценах данного года к набору товаров и услуг этой же потребительской корзины, выраженной в сопоставимых ценах года, принятого за базовый:

где q0i – потребительская корзина с фиксированным набором товаров и услуг;

Sp1 i – сумма текущих цен на товары и услуги, составляющих потребительскую корзину в текущем периоде;

Sp0 i - сумма сопоставимых цен на товары и услуги, составляющих потребительскую корзину в базовом периоде.

Индекс цен производителя (индекс Пааше) определяется по этой же формуле, только вместо потребительской корзины с фиксированным набором потребительских товаров и услуг берется фиксированный набор инвестиционных товаров (сталь, бензин, строительные материалы и др.).

Инфляция и дефляция в истории рыночного хозяйства.

Экономическая история демонстрирует, что инфляционное обесценение денег является частым фактором развития товарно-денежных отношений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Единственный пример сильного и общего обесценения денег в эпоху обращения золотых и серебряных монет – это «революция цен» в Западной Европе 16–17 вв., вызванная огромным притоком драгоценных металлов из Нового Света.

Когда в 18–19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Примером наиболее катастрофической инфляции называют послевоенную Германию 1920-х. В 1922 уровень цен в Германии за год составил 5470%, в 1923 положение еще более ухудшилось – цены увеличились в 1300 000 000 000 (1300 млрд) раз. Цены росли так быстро, что официанты меняли их в меню несколько раз за время обеда посетителя.

Во 2-й половине 20 в. в развитых странах мирного времени инфляция стала превращаться в постоянное явление. Это связано во многом с реализацией в их экономической политике идей кейнсианства: последователи Дж.М.Кейнса полагали, что в борьбе с безработицей государство должно сознательно использовать меры, порождающие невысокую инфляцию. Наряду с постоянной относительно невысокой инфляцией наблюдались и «вспышки» роста цен, связанные с какими-либо кризисными процессами (например, стагфляция 1970-х – сочетание спада производства с сильным ростом цен).

Различия инфляции в разных странах современного мира (Табл. 1) отражают во многом различия их общего экономического развития. Так, в 1990–2000-х инфляция в Японии была одной из наименьших – около 0,5%, в то время как в Румынии она составляла около 300%, а в Анголе – 4145%. Быстро росли цены в постсоциалистических странах: переход от командной экономики к рыночному хозяйству вызывал «скачок» цен в связи со сменой подавленной инфляции открытой.

Таблица 1. Индексы потребительских цен в развитых странах
Таблица 1. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (1990 = 100)
Страны Годы
1991 1995 1999 2003
Великобритания 106 118 131 144
Венгрия 135 310 570 753
Германия1 100 115 120 128
Румыния 270 93500 76700 212300
США 104 117 128 141
Франция 103 112 117 125
Швеция 109 123 124 134
Япония 103 107 109 107
11991 = 100
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник. М., 2004

Дефляция в эпоху классического капитализма, в 19 – первой половине 20 вв., обычно наблюдалась в периоды экономических кризисов: когда товары не находили спроса из-за перепроизводства, продавцы снижали цены. Например, во время Великой Депрессии в США 1929–1933 цены упали почти на 30%. Однако во второй половине 20 в. циклическое перепроизводство научились предотвращать, поэтому в развитых странах даже в периоды депрессии цены обычно не снижаются, а лишь замедляют свой рост. В постсоциалистических странах, переживавших сильный спад производства, также в течение отдельных месяцев наблюдалась дефляция, хотя по итогам года неизменно фиксировалась инфляция.

Причины изменения уровня цен.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Раз возникнув, инфляция затем развивается в самоподдерживающемся режиме, по инерции (инфляция, порождаемая инфляционными ожиданиями).

Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров. Это происходит, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов и при иных ситуациях, когда расходы из госбюджета не связаны с реальным увеличением товаров потребительского назначения. Этот тип инфляции преобладал в последние годы существования СССР, когда рост номинальной зарплаты (в денежном выражении) не подкреплялся возможностями ее отоварить.