Также по теме

РЫНОК

РЫНОК – 1) место торговли, на котором встречаются продавцы и покупатели; 2) экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями.

Понятие «рынок» чаще всего используют в широком смысле – как синоним понятия «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе купли-продажи товаров. «Экономисты подразумевают под термином „рынок“, – писал английский экономист конца 19 в. Альфред Маршалл, – не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В современной экономической науке рыночное хозяйство обычно определяют как основанную на разделении труда систему товарного производства и рыночного обмена, когда все блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке.

В неоклассической экономической теории, которая является «основным течением» современной экономической науки, самым общим определением рынка выступает дефиниция его как сферы, в которой индивидуумы свободны обмениваться товарами, будучи ограничены лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам. Неоклассики полагают, что рынок – это естественный процесс, порожденный действиями индивидуумов, каждый из которых преследует свои цели; из хаоса их действий складывается «спонтанный порядок», обеспечивающий им свободу выбора. Диаметрально противоположный тип экономической координации – не рыночный, а директивный, – отличается, по мнению неоклассиков, именно тем, что ликвидация спонтанного саморазвития уничтожает и экономическую свободу.

Таким образом, рынком называется такая система взаимосвязей между продавцами и покупателями различных товаров, где механизм ценообразования является главным регулятором. В более узком смысле понятие «рынок» используется для разграничения операций купли-продажи по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т.п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т.д.

Основные признаки рынка как хозяйственной системы.

Рынок как систему хозяйства противопоставляют, с одной стороны, натуральному хозяйству (традиционной экономике), с другой стороны, плановому хозяйству (командной экономике). При натуральном хозяйстве нет разделения труда, оно состоит из хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. В плановом хозяйстве разделение труда есть, но общество является своего рода «единым предприятием», где все перераспределяется в соответствии с централизованными приказами.

Основными признаками рыночного хозяйства являются:

экономическая свобода участников производственного процесса (каждый из них принимает хозяйственные решения самостоятельно, без чьих-либо приказов);

конкуренция (состязание) многих продавцов и покупателей;

максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности всех участников хозяйственной системы;

регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.

Для возникновения рыночного хозяйства необходимы два условия: во-первых, общественное разделение труда, во-вторых, экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда (специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части) создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда. Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.

Разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию экономическая теория объясняет рационализмом в экономическом поведении людей. Если различные работники будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага (как при совершенно натуральном хозяйстве), а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Поэтому вместо того, чтобы все производить самостоятельно, люди начинают специализироваться на изготовлении немногих продуктов, выменивая их излишки на другие те продукты, изготовление которых им хуже удается. В результате выигрывает каждый. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Рынок часто считают саморегулирующейся хозяйственной системой, которая наилучшим образом, без сознательного регулирования, удовлетворяет потребности общества. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой рынка», по образному выражению основоположника экономической науки Адама Смита, удовлетворяет потребности других членов общества.

Учитывая рыночную конъюнктуру, товаропроизводители сами решают, что и как производить. Они перестают выпускать то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, востребованных товаров и услуг. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм ценообразования – сердце рынка. Механизм ценообразования сравнивают с непрерывным референдумом, в котором независимые потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» – того или иного товара. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе через цены, которые выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для покупателей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. Основной категорией рыночного хозяйства является товар – продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи. В качестве товаров выступают не только готовые к окончательному потреблению материальные блага, но также факторы производства (земля, труд, капитал) и нематериальные блага (услуги). Для удобства товарообмена при развитых рыночных отношениях используют деньги, являющиеся эквивалентами любых товаров.

Отличия рыночного обмена от других форм обмена.

Долгое время считалось, что рынок является универсальной формой отношений обмена. Поэтому все развитие экономики трактовалось как развитие рыночных отношений. В теории социально-экономических формаций Карла Маркса впервые было указано, что рынок – это не универсальная, а исторически преходящая форма экономических отношений. Американский экономист Карл Поланьи продолжил критику мнения об универсальности рынка, выделив, помимо него, еще два метода координации действий при помощи обмена – реципрокность (дарообмен) и редистрибуцию (централизованное перераспределение) (см. табл. 1). По его мнению, «хотя любое общество основано на отношении обмена, рыночный товарообмен – достаточно поздняя система».