Содержание статьи
    Также по теме

    БОНАЛЬД, ЛУИ ГАБРИЭЛЬ АМБУАЗ

    БОНАЛЬД, ЛУИ ГАБРИЭЛЬ АМБРУАЗ (Bonald, Louis Gabriel Ambroise) (1754–1840), также виконт де Бональд, французский философ и политический деятель. Родился 2 октября 1754 в Ле Монна близ Мило в дворянской семье. Получил классическое образование. Cлужил в роте мушкетеров; вернувшись в Мило, в 1785 был избран мэром. К Французской революции и либеральным идеям вначале относился лояльно. Однако вскоре его взгляды изменились, в 1791 он эмигрировал, несколько лет жил в нищете в Гейдельберге. В 1796 опубликовал труд Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе (Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile), в котором развивал идеи роялизма и клерикализма (иногда его позицию называют ультрароялистской). В 1799 вернулся во Францию, в Париж, где написал трилогию Опыт анализа естественных законов социального устройства (Essai analytique sur les lois naturelles de l'ordre social, 1800); О разводе (Du divorce, 1801); Законы первобытного общества, рассмотренные в недавние времена при помощи одного только света разума (Législation primitive considérée dans les derniers temps par les seules lumières de la raison, 1802). Поддерживал Наполеона, видя в нем фигуру, способную объединить Европу, однако затем встал на сторону монархистов. Сотрудничал в газете «Mercure de France».

    Философские взгляды Бональда, его представления о познании и языке формировались под влиянием Кондильяка и Мальбранша. Будучи сторонником концепции врожденных идей, он полагал, что идеи, как и язык, имеют в конечном счете божественное происхождение. В языке видел инструмент, посредством которого Бог открывает вечные идеи и самого себя человеческому уму. Образование не создает новых идей, а проясняет те идеи, которыми человек обладает изначально. Как язык является посредником между идеями и духом, так законная власть есть посредник между Богом и народом. Законна же та власть, которая опирается не на социальный договор и идею национального суверенитета, а на божественное установление и традиции.

    Социальная философия Бональда строится на критике идей Французской революции. Идея народа-суверена, полагал он, – заблуждение, имеющее гибельные последствия, она свидетельствует о восстании страстей против разума, о триумфе эмпиризма, сводящего к договору то, что является на самом деле выражением божественного Слова; в политическом плане она неизбежно порождает конфликты, поскольку приписывает индивидам власть, принадлежащую только Богу; наконец, как свидетельствует опыт революции, вопреки провозглашавшимся вначале лозунгам она приводит к подчинению индивидов верховной власти. Разрушительной силе революции противостоит, по Бональду, система традиций; основы социального порядка – религия, абсолютная монархия, патриархальная семья.

    Среди трудов Бональда: Размышления об общеевропейском интересе (Réflexions sur l'intérét général de l'Europe, 1915); Философские исследования (Recherches philosophiques, 1818); Философское доказательство основополагающего принципа общества (Démonstration philosophique du principe constitutif de la société, 1827).

    Идеи Бональда и его сторонников легли в основу философско-политической концепции традиционализма (консерватизма), сохранившей свое влияние и в 20 в.

    В 1914, после возвращения к власти Бурбонов, Бональд вернулся к политической деятельности, избирался членом палаты депутатов (1915), в 1816 стал членом Французской Академии, был возведен в виконты и пэры Франции (1921 и 1923). После июльского переворота 1830 был изгнан из палаты пэров и вернулся в Ле Монна, где жил уединенно.

    Умер Бональд в Ле Монна 23 ноября 1840.

    Ирина Блауберг

    Литература