Содержание статьи

    ЧЖИ – СИН

    ЧЖИ – СИН. «Знание – действие». Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи2 – «[действенное] знание» («сознание», «познание», «разумность», «мудрость», «понимание», «видение») и син3 – «[сознательное] действие» («деятельность», «активность», «поступок», «осуществлять», «идти»).

    Чжи2 как философская категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с другой – целесообразные сознательные действия, практический опыт (ср. «ведать чем-либо», «отведать», «изведать»). Праксиологическое истолкование «знания» выражено уже в Лунь юе (5 в. до н.э.): «Служить должной справедливости (и1) ... почитая духов и навей, держаться подальше от них – [это] можно назвать знанием»; «Знающий действенно-подвижен» (дун, см. ДУН – ЦЗИН); «знание» – это «знание людей», позволяющее приводить их к повиновению.

    Представление о «деятельном» характере знания отражают неоконфуцианские трактовки тезиса Да сюэ (4–2 вв. до н.э.): «Доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей (гэ у)», где «чжи чжи» и «гэ у» – взаимообусловленные требования к управлению Поднебесной. Чжу Си (12 в.) интерпретировал «гэ у» как «исчерпание принципов (ли1) вещей и дел (ши у, см. У3)», подразумевая под «вещами и делами» проблемы морали, политики и т.п.; Ван Янмин (конец 15 – начало 16 в.) определил «гэ» как «исправлять» (чжэн1), а «у3» – как «дела» (ши3), которые могут быть «выверены» только «в собственном сердце». В даосизме «знание» сопряжено с деятельным аспектом главным образом через отрицательную связь: «бездействуя, знать» (Дао дэ цзин, 5–4 вв. до н.э.), где «бездействие» (бу син) – синоним «недеяния» (см. У ВЭЙ), т.е. отсутствия произвольной деятельности, несогласной с миропорядком (дао). Концепции «деятельного» знания в конфуцианстве и «недеятельного» (но действенного) в даосизме синтезированы в неоконфуцианстве через опосредование их учением о врожденном знании и конфуцианскими интерпретациями даосских (главным образом восходящих к Чжуан-цзы, 4–3 вв. до н.э.) взглядов о возможности развития способности к интуитивному постижению истины.

    Специфика категории син3 определяется: 1) возможностью выражения ею не только физического, но и психического действия-процесса (например, любви и ненависти у Ван Янмина); 2) ее корреляцией с понятиями «вэй1» («деяние», «дело», «действие»), «ши3» («дело», «служение»), «и1» («должная справедливость»). Понятие «вэй1» является родовым для «ши3» и син3. Определение обоих терминов, аналогичные трактовки которых представлены в Лунь юе, Цзо чжуани, Гуань-цзы, Мэн-цзы и других памятниках 5–3 вв. до н.э., дано в Сюнь-цзы (4–3 вв. до н.э.): «Действовать (вэй1), сверяясь с пользой/выгодой – это называется делом (ши3); действовать, сверяясь с должной справедливостью, – это называется действием (син3)». В Лунь юе син3 выступает как один из принципов, на основе которых «учил» Конфуций, наряду с «культурностью» (вэнь), «преданностью» («верностью» – чжун2) и «благонадежностью» (синь2). Легисты противопоставили конфуцианской трактовке син3 сопряженность этого понятия с «пользой/выгодой»: «Если, действуя (син3), [люди] не обогащаются, то рождаются смуты» (Шан цзюнь шу, 4–3 вв. до н.э.).

    Содержание и данного тезиса, и конфуцианской трактовки «действия» обусловлено таким аспектом «син3», как практическая завершенность. Другой его аспект – плановая разумность (сознательность) вытекает из семантического поля коррелятивного термина «и»1 (помимо «должная справедливость» включающего «смысл», «значение»), что явлено пассажами Лунь юя о непременном согласовании син3 с «размышлением» (сы2), «рассуждением» (люй) и «обдумыванием» (моу). Исходное значение иероглифа «син3» – «идти» и его философский смысл как осуществление онтологически обусловленных жизненных (социально-этических) принципов слились в терминологическом словосочетании «син дао» («идти Путем», «осуществлять Учение»), восходящем к Мэн-цзы. Предпосылки этого мыслеобраза содержатся также в наличии у иероглифа «син3» (в чтении «хан») смыслов «ряд», «шеренга» и обозначении им классификации рядов, фаз («элементов») в схеме «пяти элементов» (у син1), взаимодействие которых выступает выражением важнейших закономерностей мирового процесса – дао.