Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕННЕТ, ДЭНИЕЛ

    ДЕННЕТ, ДЭНИЕЛ (Dennett, Daniel) (р. 1942), американский философ. Родился 28 марта 1942 в Бостоне (шт. Массачусетс). Получил образование в Гарварде и Оксфорде. В 1965, после защиты диссертации под руководством Г.Райла, стал преподавателем Калифорнийского университета, с 1971 – профессор философии университета Тафта.

    От своих учителей Куайна и Райла Деннет перенял строго натуралистическую, антикартезианскую концепцию сознания и исследовал эмпирические основания сознания, предложив оригинальные философские интерпретации естественнонаучных явлений. Тексты Деннета сочетают философскую аргументацию с конкретными примерами, апеллирующими к непосредственному опыту читателя.

    В философской среде Деннет известен прежде всего концепцией «интенциональной установки». Чтобы понять прежние действия какого-либо индивида и предсказать его будущие действия, мы обращаемся к его убеждениям и желаниям. Мы говорим, например, что некто идет к холодильнику потому, что хочет пить и верит, что в холодильнике найдется пиво. Но мы можем также сказать, что красные кровяные тельца поглощают определенные бактерии потому, что хотят уничтожить чужеродные тела и верят в чужеродность бактерий. В обоих случаях, заключает Деннет, мы прибегаем к объяснению с помощью представления об интенциональной установке, т.е. объясняем некоторое поведение посредством обращения к убеждениям и желаниям того, кто совершает некое действие.

    К тем же самым ситуациям можно применить иную установку, например «проектную» или физикалистскую. Мы допускаем, что вещи сконструированы в соответствии с неким планом. Так, мы объясняем поведение калькулятора, ссылаясь на заложенную в нем программу, а поведение кровяных телец – ссылаясь на законы эволюции. Калькулятор, получая те или иные приказы, выполняет соответствующие операции, поскольку он соответствующим образом запрограммирован; кровяные тельца, встречаясь с бактериями, поглощают их, ибо это предопределено эволюцией. Мы применяем к вещам физикалистскую установку, если при объяснении и предсказании их поведения опираемся исключительно на законы физики. Однако физикалистское объяснение, согласно Деннету, ничуть не ближе к действительности, чем объяснение в рамках интенциональной или «проектной» установки. Всякое объяснение легитимно в той мере, в какой отвечает конкретным, связанным с определенным контекстом потребностям. Деннет полемизирует с представлением, что только человек имеет убеждения и желания, тогда как говорить об убеждениях и желаниях животных, клеток организма и вычислительных машин можно лишь в метафорическом смысле. Философ считает верным противоположное представление: убеждения и желания у человека имеют иную физическую «подкладку», чем у клеток и вычислительных машин. В этом смысле можно говорить о различных типах сознания, присущих различным существам.

    Иметь ментальные состояния – еще не значит обладать сознанием. Даже если кровяные тельца верят и желают, это вовсе не означает, что они делают это сознательно. Чтобы иметь ментальные состояния, достаточно обнаруживать соответствующее поведение, основанное на представлениях. Чтобы иметь сознательные ментальные состояния, необходимо обладать способностью «репрезентировать» (представлять) собственные ментальные состояния. По мысли Деннета, способность к конструированию таких репрезентаций «второго порядка» тесно связана со способностью к языку. Существа, не имеющие в своем распоряжении языка, не имеют и сознания – даже в тех случаях, когда им могут быть приписаны ментальные состояния. Основные публикации философа – Содержание и сознание (Content and Consciousness, 1969), Интенциональный подход (Intentional Stance, 1987), Объяснение сознания (Consciousness Explained, 1991).

     Courtesy of Daniel Dennett     ДЭНИЕЛ ДЕННЕТ

    Литература

    Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998