Содержание статьи
    Также по теме

    ДОСОКРАТИКИ

    ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presocratics) – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6–5 вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов (см. ДОКСОГРАФЫ).

    Основные философские центры ранней философии Греции – Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейская школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократики – космос, его элементарные первоначала, причины различных природных явлений, отчего эта традиция называется также космологической и натурфилософской. В целом для восточной, ионийской, традиции (Милетская школа) характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного; для западной (италийской) традиции (пифагореизм, Элейская школа, отчасти Гераклит) – преимущественный интерес к формальному, числовому и структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. Суммой и итогом развития всей ранней философии явилась атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, позволяющих говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.

    Антропологическая проблематика ранней традиции включена в космологическую: сначала она не выходит за рамки узкой физиологии и рассматривает человека как материальный, хотя и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, приобретает черты рационалистической этики, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с представлением об универсальном благе (счастье).

    Мария Солопова

    Литература

    Лосев А.Ф. История античной эстетики, [т.1] – Ранняя классика. М., 1963
    Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972
    Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982
    Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985
    Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989