Содержание статьи

    ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ

    ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ. Течение в неоконфуцианстве конца 16 – начала 17 в. Получило название по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шу-юань – Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в восточном лесном предместье города Уси (провинции Цзянсу) на месте школы, основанной в начале 12 в. Ян Ши (1053–1135) и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн (1550–1612) разработали в качестве руководства к учению Положение о Дунлиньском сходе (Дунлинь хуэй-юэ), где перечислялись «Правила ученичества в Пещере белого оленя» (Байлудун сюэ гуй), название которых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си (1130–1200). После смерти Гу Сяньчэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов стал Гао Паньлун (1562–1626). Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской «партией» (Дунлинь дан). Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х годов. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов жизни общества в условиях политического кризиса династии Мин (1368–1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в середине 1620-х годов потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628–1629 восстановлена под началом У Гуйсэня, ученика Гао Паньлуна, после смерти которого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна Гао Шитай. В 1680-е годы она стала государственным учреждением, а в 20 в. – обычной школой.

    Дунлиньская школа противостояла главным образом Тайчжоуской школе последователей Ван Янмина (конец 15 – начало 16 в.) и стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя некоторые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644–1911) «непосредственного», или «ханьского», учения (пу сюэ, хань сюэ). См. также ГАО ПАНЬЛУН; ГУ СЯНЬЧЭН.

    Литература Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994