Содержание статьи
    Также по теме

    ФЛОРОВСКИЙ, ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ФЛОРОВСКИЙ, ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1893–1979), русский богослов, философ, историк культуры. Родился 28 августа (9 сентября) 1893 в Елизаветграде. В 1916 окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В 1919 – приват-доцент кафедры философии и психологи. Эмигрировал в 1920, жил сначала в Софии, а затем в Праге. В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения (вместе с Н.С.Трубецким, П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским и др.), участвовал в евразийском сборнике-манифесте Исход к Востоку (1921). В 1923 защитил в Праге магистерскую диссертацию Историческая философия Герцена, преподавал на Русском юридическом факультете (1923–1926). Принимал участие еще в двух евразийских сборниках – На путях (Берлин, 1922) и Россия и латинство (Берлин, 1923). Постепенно вошел в идейный конфликт с лидерами движения и в конечном счете порвал с евразийством после публикации статьи Евразийский соблазн (Современные записки, 1928, № 34). В 1926 Флоровский переехал в Париж и стал профессором патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: Восточные отцы IV в. (Париж, 1931) и Византийские отцы V–VIII вв. (Париж, 1933). В годы Второй мировой войны Флоровский жил в Югославии. В 1946 возвратился в Париж, в 1948 переехал в США. Участвовал в экуменическом движении, избирался в исполнительный комитет Всемирного совета церквей (1948). В 1948–1955 – профессор (с 1951 – декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. В 1956–1964 – возглавил кафедру истории Восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. В основе богословской и философской позиции Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта (Вперед – к Отцам). Этой установке Флоровский был верен и при рассмотрении истории русской религиозно-философской мысли в книге Пути русского богословия (1937).

    Умер Флоровский в Принстоне 11 августа 1979.

    См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Литература

    Флоровский Г.В. Тварь и ипостасность. – Православная мысль, 1928, № 1
    Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. – Вопросы философии, 1990, № 10
    Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991
    Хоружий С.С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский. – Начала, 1991, № 3
    Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. М., 1992
    Флоровский Г.В. Византийские Отцы V–VIII веков. М., 1992
    Флоровский Г.В. Русская философия как задача. – Путь, М., 1994, № 6
    Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998
    Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000