Содержание статьи

    ГАЛИЧ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

    ГАЛИЧ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1783–1848) (настоящая фамилия Говоров), русский философ. Родился в г.Трубчевске Орловской губернии в 1783. Учился в Петербургском педагогическом институте, затем для продолжения учебы в 1808 был наравлен в Германию (университеты в Гельмштедте и Гёттингене). Особый интерес Галич в этот период проявляет к философии Шеллинга. В 1813 он защищает диссертацию на кафедре философии Педагогического института. С 1817 Галич – экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета. В 1818–1819 публикует труд История философских систем. К наиболее значительным трудам Галича относятся также его эстетический трактат Опыт науки изящного (1825) и очерк философской антропологии Картина человека (1834). Обвиненный в свободомыслии и революционных настроениях, он был уволен из университета в 1837. В дальнейшем работал переводчиком в департаменте министерства государственных имуществ. Пожар уничтожил плод многолетнего труда философа, две его рукописи: Всеобщее право и Философия истории человечества. Умер Галич в Царском Селе 9 сентября 1848.

    В философском наследии Галича особое место занимает его антропологическая концепция, которая имела своим истоком романтизм и философию Шеллинга. Согласно Галичу, антропология должна составить основу всех других философских дисциплин. Это возможно только в том случае, если понимание сущности человека будет носить принципиально целостный характер, исключающий любую односторонность. Такая «целостность», по Галичу, достигается лишь при религиозно-метафизическом подходе, который обнаруживает в человеческой природе две ее фундаментальные составляющие: «первоначально-тварное» (Богом данное) и собственно человеческое, «производное». Человек обретает себя, свою человеческую особость в процессе развития, и этот процесс далек от своего завершения. Природа и история знают пока лишь «потенциального» человека, и идея человека еще ждет своей реализации. В своей романтической эстетике («философии изящного») Галич обосновывал самоценность и объективную значимость художественного творчества, принавая в прекрасном как таковом онтологическую реальность, высшее, божественное начало.

    См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Литература

    Галич А.И. Опыт науки изящного. СПб, 1825
    Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980