Содержание статьи
    Также по теме

    ГУНЫ

    ГУНЫ (cанскр. – «нити», «пряди», «свойства»), понятие философии санкхьи.

    В древнейших версиях эпической санкхьи гунами называются способности восприятия (индрии) и их объекты. Гуны, которые здесь можно интерпретировать как «реалии» индивидуального существования (и которые напоминают не столько брахманистские понятия, сколько буддийские дхармы), обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву – радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас – неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас – неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В другом списке начал индивида в гуны включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем указывается, что гуны связаны с телом и «погибают» после его разрушения. В зрелой доклассической санкхье (Бхагавадгита, Мокшадхарма) гуны соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими «сутями» (таттвы) и противопоставляются духовному началу (атман-пуруша), задача которого заключается в освобождении от обусловливаемых гунами состояний сознания.

    В тексте санкхьи Санкхья-карике Ишваракришны (4–5 вв.) саттва, раджас и тамас проявляются в трех основных эмоциональных состояниях – радости, страдании и безразличии, – которым соответствуют начала «освещения», «активности» и «препятствия». Они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга. Если в предклассической санкхье гуны были свойствами Первоматерии, то теперь они оказываются ноуменами, существующими в двух модусах – проявленных начал бытия (вьякта) и их непроявленного первоначала (авьякта). Гуны определяют все остальные родовые характеристики проявленного и непроявленного – «отсутствие различения», объектность, всеобщность, бессознательность и «производительность», – оппозицию которым составляет пуруша. Взаимоотношения трех гун определяют эманацию начал мира из Первоматерии: преобладание саттвы обусловливает «проявление» мирового интеллекта-буддхи (он же – Махат – «Великий»), ее преобладание в эготизме-аханкаре обусловливает «проявление» индрий, а преобладание в нем тамаса – субтильных объектов восприятия, танматр. Различными «пропорциями» в комбинации трех гун Ишваракришна объясняет различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов, множественность психоментальных диспозиций и качество будущего воплощения индивида: преобладание в его сознании саттвы обеспечивает ему рождение среди богов и демонов, раджаса – среди людей, тамаса – среди животных и растений. Комментаторы Санкхья-карики иллюстрируют «пронизанность» гунами всего существования примером женщины, которая обязательно вызывает у разных людей одно из трех состояний – удовольствия, неприязни и безразличия. Из санкхьи концепция гун была заимствована не только в близкородственной системе йоги, но и в космологии различных школ веданты.

    Учение о гунах определило трактовку модели тримурти (трех верховных божеств как космологических функций Абсолюта): Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма – раджаса, Шива – тамаса.

    В Бхагавадгите не только психологические, но и нравственные различия людей объясняются «пропорциями» в их сознании трех гун. Аскетические подвиги, совершаемые бескорыстно, без ожидания «плодов», осуществляются благодаря преобладанию в сознании йогина гуны саттвы; совершаемые ради почета у людей, из тщеславия указывают на действие раджаса; когда же они совершаются мучительно или с тем, чтобы принести кому-либо вред (считалось, что аскетическая энергия имеет магическую действенность), то это знак приоритетности тамаса. То же деление выявляется и в принесении даров: дар бескорыстный, своевременный и предназначенный достойному – знак саттвы; дар, предполагающий компенсацию, – знак раджаса; дар неуместный, неблаговременный, непочтительный и «безразборный» – знак тамаса.

    См. также ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Литература

    Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995