Содержание статьи
    Также по теме

    ХАТЧЕСОН, ФРЭНСИС

    ХАТЧЕСОН, ФРЭНСИС (Hutcheson, Francis) (1694–1746), шотландско-ирландский педагог и философ, родился в Друмалиге (Северная Ирландия) 8 августа 1694 в семье пресвитерианского старшины. Получил образование в университете Глазго в 1710–1716. В 1719–1729 преподавал в основанной им частной академии в Дублине. В 1729 Хатчесон занял кафедру моральной философии в университете Глазго, где преподавал до конца жизни. В этот поздний период, посвященный главным образом чтению лекций в университете, он пробуждал живой интерес шотландских студентов к философии, его считают инициатором т.н. «шотландского Просвещения».

    Хотя Хатчесон был одним из первых философов Нового времени, писавших труды по эстетике (ему принадлежит понятие внутреннего чувства, способности непосредственно чувствовать красоту и гармонию), знаменит он прежде всего этическими сочинениями. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.

    Как представитель школы морального чувства Хатчесон был тесно связан с Шефтсбери и Дж.Батлером. Он отличался от Батлера тем, что не считал себялюбия само по себе добродетельным. У Шефтсбери, учеником которого он был и идеи которого распространял в Шотландии, Хатчесон позаимствовал понятие морального чувства (которое сам Шефтсбери почти не использовал), поставив его в центр тщательно разработанной этической системы. Моральное чувство являтся врожденным и направлено на одобрение тех поступков, которые способствуют благу человеческих существ. Моральное чувство в чем-то родственно другим чувствам, однако отличается от них тем, что его результатом является моральная установка, одобрительное или неодобрительное отношение к тем или иным поступкам.

    Взгляды Хатчесона получили распространение в Великобритании, Франции и Германии. Он предвосхитил учение утилитаристов, первым сформулировав (1725) известный принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей» (см. также платоновское Государство, IV, 420), что чуть не вызвало его преследование со стороны шотландского пресвитерианства (он был обвинен в прововеди «ложного и опасного учения о том, что критерием моральной праведности является способствование счастью других людей»). Учеником Хатчесона был А.Смит; Хатчесон оказал влияние на Д.Юма, Т.Рида и Т.Брауна, а также на Т.Джефферсона и Дж.Адамса.

    Среди наиболее важных его работ – Исследование о происхождении идей красоты и добродетели (An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue, 1725); Опыт о природе и действии страстей и склонностей с примерами морального чувства (Essay on the Nature and Conduct of the Passions and Affections with Illustrations upon the Moral Sense, 1728); Система моральной философии (System of Moral Philosophy, опубл. посмертно в 1755).

    Умер Хатчесон в Глазго в 1746.

          ФРЭНСИС ХАТЧЕСОН

    Литература

    Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973