Содержание статьи

    КЛЕАНФ

    КЛЕАНФ (ок. 331/330– ок. 232 до н.э.) – греческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом (поливал и копал огороды, пек лепешки); услышанное от Зенона записывал на черепках и бычьих лопатках, не имея денег на покупку свитков. По названиям известны несколько десятков его произведений, от которых сохранилось около 100 фрагментов, их тематика охватывает все три части философии: логику, физику и этику. Наиболее знаменитый текст – стихотворный гимн К Зевсу.

    Следуя Зенону, Клеанф тем не менее внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения. Наиболее известны его учение о сохранении всех душ до конца очередного космического цикла и доказательства бытия богов. Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является его гимн К Зевсу, свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для ранней Стои религиозности. В этом тексте Клеанф просит верховного владыку дать человеку «свободу от власти прискорбной незнанья» и указать «путь к мудрости вечной, которой ты правишь над всем справедливо»; для смертных нет награды прекраснее, чем «восхвалять общий закон и чтить справедливость». В этике считал, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить. Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике, из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистика.

    Мария Солопова

    Литература Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995
    Фрагменты ранних стоиков. – Изд. А.А.Столяров. Т. I. М., 1998