Содержание статьи
    Также по теме

    КОНФУЦИЙ

    КОНФУЦИЙ. Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы – «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551–479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.

    Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысячи учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей – «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату – «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение», Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.

    Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн1) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу2), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – разные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чье наименование – «жу» стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций – титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности («су ван» – «некоронованный царь» или «подлинный властелин»).

    КОНФУЦИЙКОНФУЦИЙ. Портрет на шелке. IGDA

    Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Конфуций также приписывается авторство философских комментариев, входящих в Чжоу и, и первой летописи Чунь цю (Весны и осени). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистическое «безмолвное» Небо (тянь). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин1) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать «благородным мужем» (цзюнь цзы), то есть нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист «благородного мужа» – «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «выгодой» (ли3), а не «должной справедливостью» (и1), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» (дэ1), свободный («безорудийный» – бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер – над травой.

    В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син1) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки», ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли2)», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь2) в Поднебесной. «Благопристойность» – «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и «гуманность» – «внутренняя» морально-психологическая установка на «любовь к людям» составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории – «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо1). «верность» (чжун2) и другие. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн – «золотая середина») и «взаимности» (шу1 – «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «выправления имен» (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным – «словом и делом» (мин – ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм – этико-ритуальной благористойности (ли2) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответственно легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенномудрого» – сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).

    Литература

    Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910
    Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
    Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982
    Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис. – В кн.: Историко-философский ежегодник, 1986, М., 1986
    Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987
    Малявин В.В. Конфуций. М., 1987
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
    Переломов Л.С. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995
    Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
    Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998
    Великие мыслители Востока. М., 1998