Содержание статьи

    КОТАРБИНЬСКИЙ, ТАДЕУШ

    КОТАРБИНЬСКИЙ, ТАДЕУШ (Kotarbiński, Tadeusz) (1886–1981), известный польский философ и логик, представитель Львовско-варшавской школы. Родился в Варшаве (Польша) 31 марта 1886 в семье художника и композитора (его мать тоже была пианисткой). Учился в Краковском университете, Высшем политехническом училище г.Дармштадта, а позднее во Львовском университете, где его наставником был К.Твардовский. Возвратившись в Варшаву Котарбиньский работал учителем гимназии. В 1919 году он получает звание экстраординарного профессора Варшавского университета, а в 1929 – ординарного профессора. Тогда же Котарбиньский становится деканом факультета гуманитарных наук. В период гитлеровской оккупации Польши он читал лекции по философии в подпольных университетах Варшавы и Радома, после освобождения Польши получает профессуру в Варшавском университете и одновременно в 1945–1949 годах исполнял обязанности ректора университета в Лодзи. В 1951–1961 – заведующий кафедрой логики Варшавского университета. С 1957 по 1962 – президент Польской академии наук. Среди главных работ – Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук (Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk, 1929, русский перевод – М., 1963); Трактат о хорошей работе (Traktat o dobrej robocie, 1955, русский перевод – М., 1963); Лекции по истории логики (Wykłady z dziejERRORw logiki, 1957, русский перевод – М., 1963).

    Философская доктрина, разработанная Котарбиньским, носит название «реизм». Она основывается на так называемой системе «Онтологии» известного польского логика С.Лесьневского, как и Котарбиньский, бывшего членом Львовско-варшавской школы. Реизм был разработан Котарбиньским в двух версиях: онтологической и семантической. Онтологический тезис заключается в том, что существуют только люди и вещи, т.е. каждый объект есть либо индивидуум либо предмет. Учитывая критику Айдукевича, который обвинил его в тавтологичности, Котарбиньский развил этот тезис следующим образом: каждый объект является либо духовным либо телесным, и каждое одушевленное существо является телом. Поскольку главное положение реизма в этом случае превращается в «каждый объект есть тело», эта версия реизма получила название «пансоматизма». Семантическая версия утверждает, что существует возможность перевода любого высказывания, касающегося воображаемых объектов, в высказывание, содержащие только имена реальных объектов. Как следствие, предложения, в которых сказуемое есть название какого-либо содержания сознания или его элемента, не истинны и не ложны, но просто недопустимы в научном языке.

    Котрабиньский является создателем праксеологии, которую он разрабатывал главным образом после второй мировой войны. Она была задумана как теория совершенствования практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, дающую методологию эффективной реализации любого действия, имеющего конкретную цель. Она вырабатывает и объясняет практические директивы, т.е. команды, запреты и ограничения, которые приложимы к действиям для достижения их эффективности. Котарбиньский также наметил характеристики более общей чем праксеология науки: теорию сложных систем, которая позднее была независимо разработана Л. фон Берталанфи как общая теория систем.

    В области этики Котарбиньского был сторонником так называемой «независимой этики», т.е. такой, которая основывается только на эмоциональных суждениях, сформулированных в процессе человеческого общения, и которая свободна как от религии, так и от любого мировоззрения.

    Труды, кроме указанных в статье: Dziela wszystkie. Ontologia, teoria poznania i metodologia nauk, Ossolineum,Wroclaw et al., 1993;Избранные произведения. М., 1963

    Владимир Васюков

    Литература M. Tadeusz Kotarbiński. Wydawnictwo Interpress,Warszawa,1971