Содержание статьи
    Также по теме

    ЛАЛАНД, АНДРЕ

    ЛАЛАНД, АНДРЕ (Lalande, André) (1867–1963), французский философ. Родился 19 июля 1867 в Дижоне. Учился в различных лицеях в провинции, затем – в лицее Генриха IV в Париже. В 1888 окончил Высшую педагогическую школу и в том же году получил степень агреже по философии. Доктор словесности (1899). С 1904 – профессор Сорбонны; с 1922 – член Академии моральных и политических наук. Под его редакцией был подготовлен и опубликован Технический и критический словарь по философии (Vocabulaire technique et critique de la philosophie, 1902–1923). Генеральный секретарь французского Философского общества (1901–1937); с 1937 – почетный его президент. Умер Лаланд в Аньере 15 ноября 1963.

    В центре внимания Лаланда – проблемы эволюции. Под влиянием Мейерсона и Бутру и независимо от Бергсона Лаланд разработал концепцию «критического витализма». В противовес Спенсеру утверждал, что процессы дифференциации, проявляющиеся в ходе эволюции, составляют лишь одну ее сторону. Главной, глубинной чертой духовной деятельности во всех ее формах – науки, морали и искусства – являются процессы возрастающей диссолюции (позднее названной инволюцией, или ассимиляцией), противостоящей неупорядоченным изменениям жизни. Процессы развития характеризуются постепенным сглаживанием различий, тенденцией к унификации, выражающей, по мнению Лаланда, внутреннюю рациональность этих процессов. В сфере рациональности Лаланд выделял две формы разума: разум конституирующий и разум конституируемый. Если второй включает в себя совокупность научных принципов, устанавливаемых в ту или иную эпоху и изменяющихся в зависимости от исторической ситуации, то первый определяет неизменные принципы познания и действия, главными из которых являются единство и ассимиляция. Стало быть, в процессах инволюции реализуется требование единообразия – одно из основных требований разума.

    Ассимиляция составляет подлинный смысл социального развития, что подтверждается, по Лаланду, такими процессами, как сближение форм морали и юридических установлений в разных странах, размывание различий между классами, возрастание юридического и духовного равенства мужчины и женщины, развитие международных отношений. Даже искусство, которое, казалось бы, предполагает различие индивидуальностей, на самом деле формирует чувства, общие всем людям, устанавливает духовную общность, постепенно охватывающую все человечество. Эти процессы, полагал Лаланд, не препятствуют реализации человеческой свободы, поскольку ассимиляция, представляющая собой принцип свободной активности индивида, не подавляет его, а, напротив, способствует развитию наиболее существенных его качеств. Поэтому ее нельзя рассматривать как нечто фатальное, в духе спенсеровского представления о непреложных и неизменных законах эволюции.

    Среди других трудов Лаланда: Лекции о философии наук (Lectures sur la philosophie des sciences, 1893, 1-е изд.), Психология вынесения суждений о ценности (Psychologie des jugements de valeur, 1928), Ведущая роль идеи диссолюции, противостоящей идее эволюции, в методе физических и моральных наук (L'idée diréctrice de la dissolution opposée a celle de l'évolution, dans la méthode des sciences physiques et morales, 1898; 2-е изд. под названием Иллюзии эволюционизмаLes illusions evolutionnistes, 1930), Теории индукции и эксперимента (Les théories de l'induction et de l'experimentation, 1929), Разум и нормы (La raison et les normes, 1948).

    Ирина Блауберг

    Литература

    Лаланд А. Этюды по философии науки. СПб, 1897