Содержание статьи
    Также по теме

    ЛАРОМИГЬЕР, ПЬЕР

    ЛАРОМИГЬЕР, ПЬЕР (Laromiguière, Pierre) (1756–1837), французский философ. Родился 3 ноября 1756 в Ливиньяке (Авейрон). Получил воспитание в религиозной семье, стал священником. Благодаря исключительным способностям уже с 17 лет начал заниматься преподавательской деятельностью. Занимал кафедры в Лаворе, Тулузе, Каркассоне, преподавал философию в Тулузе. В 1784 защитил в Тулузе диссертацию Право собственности нарушается всякий раз, когда произвольно повышаются налоги (Droit de propriété est violé toutes les fois que les impôts sont levés arbitrairement). После неудачной попытки ввести в Тулузе свободный курс философии Ларомигьер уехал в Париж и поступил в Высшую педагогическую школу. В 1795 занял кафедру логики в Центральной педагогической школе, преподавал в лицее Людовика Великого. В 1793 вышел в свет его труд Предварительный набросок элементов метафизики (Projet d'éléments de metaphysique), объединяющий идеи Сиейеса, Кабаниса и Дестюта де Траси. После 18 брюмера вошел в состав Трибуната (1799). В 1805 опубликовал книгу Парадоксы Кондильяка, или Размышления о кондильяковском языке исчисления (Paradoxes de Condillac, ou Réflexions sur la langue des calculs de Condillac). С 1811 Ларомигьер – профессор Сорбонны. Хотя преподавал он недолго, его лекции имели огромный успех. Идеи о примате психологии над логикой и онтологией привлекали тех, кто, будучи последователями «идеологов» (les idéologues), стремился превратить психологию в позитивную науку.

    Работа Лекции по философии, или Опыт о способностях души (Leçons de philosophie ou essai sur les facultés de l'âme, 1815–1818) долгое время оставалась основой классического преподавания философии во Франции. Здесь изложена концепция, в которой выделяются два рода способностей души: рассудка (внимание, сравнение, рассуждение) и воли (желание, предпочтение и свободный выбор). Примыкая в целом к школе Кондильяка, Ларомигьер внес в его сенсуалистскую метафизику важное изменение, выводя познание не из ощущений самих по себе, а из воздействия души на ощущения, выражающегося главным образом в актах внимания, т.е. активной, а не пассивной способности. Внимание порождает сравнение, которое, открывая все отношения вещей, служит исходным пунктом суждения и рассуждения. Это представление о духовной активности, первичной и не сводимой к пассивным актам ощущения, вводит в сенсуализм новую тенденцию, роднящую концепцию Ларомигьера с учением Мен де Бирана. Как и Руайе-Коллар, Ларомигьер был предшественником спиритуалистической метафизики во Франции.

    Умер Ларомигьер в Париже 12 августа 1837.

    Ирина Блауберг