Содержание статьи
    Также по теме

    ЛАШЕЛЬЕ, ЖЮЛЬ

    ЛАШЕЛЬЕ, ЖЮЛЬ (Lachelier, Jules) (1832–1918), французский философ. Родился в Фонтенбло 27 мая 1832. В 1847 окончил лицей Людовика Великого. Учился в Высшей педагогической школе (1851–1854), два года вел курс риторики и получил степень агреже по словесности (1854). Затем под руководством Равессона завершил обучение в Высшей педагогической школе (1856–1857). Преподавал логику в Тулузе (1857–1858), Кане (1858–1861). В 1863 получил степень агреже по философии, в 1864–1875 читал лекции в Высшей педагогической школе. В 1871 защитил диссертацию на степень доктора философии и опубликовал труд Об основании индукции (Du fondement de l'induction). В 1875 был назначен инспектором Парижской академии, с 1879 – генеральным инспектором общественного просвещения. В 1896 был избран членом Академии моральных и политических наук.

    В своей концепции, названной им «спиритуалистическим реализмом», Лашелье развивает идеи метафизики Мен де Бирана и Равессона, используя критический метод Канта. В лекциях в Высшей педагогической школе он затронул многие традиционные философские проблемы, предложив новый подход к их исследованию, противостоявший эклектизму, господствовавшему тогда в университетах, и ассоциационистскому эмпиризму, который, как он полагал, ведет к скептицизму. Лашелье ввел во французскую философию понятие рефлексивного метода, рефлексию считал высшим способом познания, с помощью которого дух постигает свою собственную природу и свои отношения с другими явлениями.

    В центре интересов Лашелье с самого начала находились проблемы научного познания; в работе Об основании индукции (Du fondement de l'induction, 1871) доказывается, что объяснить значимость индукции, благодаря которой разум переходит от случайности фактов к необходимости законов, можно, лишь установив изначальное соответствие между законами мысли и структурой мира: тогда законы являются одновременно законами человеческого ума и законами природы и, стало быть, существует параллелизм между нашими рассуждениями и природой вещей. Подлинный индуктивный подход предполагает также, по Лашелье, принцип иерархии, определяющий субординацию областей мира. Лашелье разделял кантовскую идею о целесообразности, существующей в природе, где происходит постоянное движение в сторону гармонии; одна из характеристик этого процесса, направляемого универсальным разумом, – возрастание степени свободы. Мышление, стремящееся к абсолютной свободе, в своем движении не может, полагал Лашелье, удовлетвориться формальным абсолютным, которого достигает философия. Главная задача философии – переход от формального абсолютного к реальному и живому абсолютному, от идеи Бога к самому Богу. Подобно Плотину, он видел полноту и суть духовной жизни человека в слиянии с Богом, представляющим собой единственную подлинную реальность; моральная деятельность людей – лишь символ этого слияния.

    Считая себя учеником Канта, Лашелье обратил острие критики и против него, предпочтя кантовскому методу анализа условий опыта синтетический метод, обоснованный в работе Психология и метафизика (Psychologie et métaphysique, 1885) и призванный доказать тождественность законов мышления и законов бытия. Среди известных книг Лашелье – Заметки о принципе пари Паскаля (Notes sur le pari de Pascal, 1901). Лекции Лашелье в Высшей педагогической школе оказали значительное влияние на студентов, которых Лашелье учил умению мыслить с абсолютной искренностью и уважению к мысли других.

    Концепция Лашелье оказала значительное влияние на Бутру, Бергсона, Ланьо, Алена, Набера и др., на развитие кантианских исследований во Франции.

    Умер Лашелье в Фонтенбло 16 января 1918.

    Ирина Блауберг