Содержание статьи

    ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ

    ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ. «Благопристойность», «этико-ритуальные нормы», «моральные права», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии», «установления» (ли2). Одна из центральных категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли2» роднит его с онтологическим понятием «ти1» («тело», «строй», «сущность», «субстанция», см. ТИ – ЮН) – графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли2», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До середины I тысячелетия до н.э. воздействие ли2 считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.

    В древнейших идеологических письменных памятниках (Шу цзин и Ши цзин) иероглиф «ли2» обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6–5 вв.), теоретически осмыслив понятие «ли2», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли2»; «Преодоление себя и обращение к ли2 составляет гуманность (жэнь2)... Не следует смотреть на несоответствующее ли2, не следует слушать несоответствующее ли2, не следует говорить несоответствующее ли2» (Лунь юй). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли2 статуса гносео-праксиологическая норматива: «Расширяя [свои] познания в знаках/письменности/культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть нарушений» (Лунь юй).

    Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5–3 вв. до н.э. концепция ли2 превратилась в центральную мишень антиконфуцианских выпадов со стороны конкурировавших с ним философских школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской «благопристойности» с позиций гедонистического следования природному естеству (например, Чжуан-цзы). В раннем даосизме ли2 представлено как результат последовательной деградации дао, затем «благодати/добродетели» (дэ1), «гуманности», «должной справедливости» (и1), источник утраты «верности» (чжун2) и «благонадежности» (синь2) (Дао дэ цзин). Моисты (см. МОИЗМ) с позиций социально-экономического утилитаризма и понимания ли2 как «почтительной осторожности» (цзин4) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной ли2, ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм (Мо-цзы). Легисты (см. ЛЕГИЗМ), также отвергая ли2 как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули административные принципы и юридические законы (фа1) (например, Шан цзюнь шу).

    Двузначность ли2 как «этики» и «ритуала» позволила двум главным последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве – Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 – начало 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, конец 4 – 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутреннее моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной «доброты» (шань) человеческой «природы» (син1) и полагая определяющим фактором специфики человека «отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце (синь1)», Мэн Кэ назвал этот фактор «началом ли2», а само ли2 определил как «благоговеющее и почтительно-осторожное сердце», «исконно присущее» человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие ли2, правила которого были установлены в обществе древними «совершенномудрыми» (шэн1) для обуздания «злой» (э) человеческой «природы»; эти правила являются источником «культуры» (вэнь).

    В собрание основополагающих текстов конфуцианства – Ши сань цзин (Тринадцатиканоние) входят три специально посвященных ли2 произведения: Чжоу ли (Благопристойность [эпохи] Чжоу), И ли (Церемониальность и благопристойность), Ли цзи (Записки об этико-ритуальных нормах). В последнем из них категории ли2 придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина «ли1» («принцип»).