Содержание статьи
    Также по теме

    ЛИ ГУН

    ЛИ ГУН, Ганчжу, прозвище Шугу (1659–1733), китайский философ, ученик Янь Юаня (1635–1704), создавший вместе с ним «школу Янь – Ли» (Янь Си сюэ пай). Родился в селе Сицаоцзяцзуй (уезд Лисянь, пров. Чжили, совр. Хэбэй) 14 мая 1659 в семье ученого Ли Минсина (1615–1683), у которого получил начальное образование. В конце 1673 женился на Ван Чжишунь (1658–1676), сестре Ван Янцуя (ум. в 1699), который был близким другом Янь Юаня. Однако менее чем через два года овдовел и в 1677 вновь вступил в брак, а также удачно сдал экзамены на степень сю цай, но отказался от государственной стипендии, сочтя ее подкупом со стороны захвативших власть в стране инородцев-маньчжуров. В 20 лет Ли Гун написал первое самостоятельное произведение Цю сяо цзи («Сборник о стремлении к сыновней почтительности»), которое, однако, не сохранилось. В том же 1679 стал учеником Янь Юаня и в подражание учителю начал вести дневник, легший затем в основу его жизнеописания Ли Шугу сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Ли Шугу», 1736).

    Вдохновленный установкой Янь Юаня на практические знания и сформулировав положение «Чем больше черпаешь из бумаг, тем меньше черпаешь из происходящих в мире событий; чем больше сосредоточиваешь дух на кисти и туши, тем меньше сосредоточиваешь его на каноническом упорядочении [мира] и вспомоществовании [народу] (цзин цзи)» (Ли Шугу сянь шэн нянь пу), Ли Гун, как и его учитель, занялся медициной и фармакологией, а также, помимо философии и истории, стал изучать военное дело, экономику, музыку и этикет, что впоследствии нашло отражение в таких его произведениях, как Сюэ шэ лу («Записи об изучении стрельбы из лука», 2 цзюаня), Сюэ ли («Изучение благопристойности», 5 цзюаней) и т.п. Из-за стесненных обстоятельств с 1683 по 1708 он был вынужден подвизаться в качестве домашнего воспитателя в разных семьях. Кочуя по стране, в 1685 Ли Гун прибыл в Пекин, который за последующие 42 года посетил около сорока раз.

    В 1689 Ли Гун написал предисловие к трактату Янь Юаня Цунь син бянь («Сочинение о поддержании [индивидуальной] природы») и тогда же составил сборник Сун го цзэ ли («Правила и нормы осуждения нарушений»), опубликованный в 1695. В нем, следуя аналогичному произведению последователя Ван Янмина (1472–1529), основателя Цзишаньской школы (Цзишань сюэ пай) и труду обладателя высшего морального авторитета Лю Цзунчжоу (1578–1645) Цзи го гэ («Выверение фиксированных нарушений»), он представил классификацию нравственных пороков и дефектов.

    В 1690 Ли Гун получил следующую ученую степень – цзюй жэнь. В сорок лет вновь женился на Ван Фэнгу, которая, будучи моложе его почти на четверть века и родив ему в 1699 и 1702 двух сыновей, умерла в 1706. Как профессиональная деятельность, так и семейное положение побудили Ли Гуна в 1700 написать работу о воспитании детей Сяо сюэ цзи е («Опыт исследования малого учения», 5 цзюаней), а в 1701 издать сочинение о взглядах на образование, изложенных в канонической литературе, Шан цзин сюэ гуй цзуань («Сводка правил учения из канонов совершенномудрых», 2 цзюаня) и одно из своих главных произведений, посвященное первому трактату конфуцианского Четверокнижия (Сы шу), Да сюэ бянь е («Опыт обсуждения „Великого учения"»). Последнее самим названием ассоциировалось с радикальным опусом ученика Лю Цзунчжоу Чэнь Цюэ (1604–1677) Да сюэ бянь («Обсуждение „Великого учения"», 4 цзюаня, 1654). Тогда же сочинения Ли Гуна по музыке под заглавием Ли ши сюэ юэ лу («Записи об изучении музыки господина Ли», 2 цзюаня) издал его наставник, известный ученый и писатель Мао Цилин (1623–1716), у которого он изучал музыку в 1697–1699 и в собрании сочинений которого впоследствии поместил свое предисловие. В 1701 Ли Гун написал антибуддийский текст Ли фо лунь («Суждения, разоблачающие буддизм») и прочел цикл лекций о втором трактате Четверокнижия, которые составили сборник Шугу Чжун юн цзян юй («Лекции Шугу о „Срединном и неизменном"»). После смерти Янь Юаня (30 сентября 1704) Ли Гун воздвиг у него на родине в уезде Бое (совр. пров. Хэбэй) мемориал Сичжай сюэ шэ («Ученая обитель Сичжая»), а в следующем году составил его жизнеописание Янь Сичжай сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Янь Сичжая»).

    В 1715–1716 Ли Гун попал под следствие в связи с делом о мятеже, но был оправдан. Более того, в 1717 он подал прошение об официальной должности и в следующем году получил назначение на пост смотрителя учебных заведений области Тунчжоу (пров. Чжили, совр. Хэбэй). Однако вскоре был вынужден оставить службу из-за болезни и в 1719 вернулся на родину, но задумал переселиться на юг, где в более свободной духовной атмосфере предполагал вызвать больший интерес к своим идеям. При попытке реализации этого несбывшегося плана в поездке в южную столицу Нанкин в 1721 умер его старший сын.

    В 1730 Ли Гун был приглашен администрацией столичной провинции Чжили возглавить работу над географическом справочником Цзи фу тун чжи («Географическое описание столичном области», 121 цзюань), которой был издан в 1735, а в 1731 написал политический трактат Ни тай пин цэ («План великого равновесия»). Предчувствуя кончину, Ли Гун заранее составил эпитафию и после смерти в 1733 неофициально получил имя Вэнь-цзы (Муж Культуры). Умер Ли Гун в селе Сицаоцзяцзуй (уезд Лисянь, пров. Чжили,совр. Хэбэй) 14 февраля 1733.

    В творчестве Ли Гуна большое место занимало комментирование классики: Чжоу и чжуань чжу («„Чжоуские перемены" с комментариями и примечаниями»), Чунь цю чжуань чжу («„Весны и осени" с комментариями и примечаниями»), Сы шу чжуань чжу («Четверокнижие с комментариями и примечаниями»), Лунь юй чжуань чжу вэнь («Вопросы к „Суждениям и беседам" с комментариями и примечаниями»). Эссе, написанные после 1686, составили сборник Чоу ван бянь («Сочинение, исцеляющее от беспамятства»); созданное в 1703–1727 вошло в Шугу хоу цзи («Последующее собрание [сочинений] Шугу»); наиболее значимые труды включены в Янь Ли цун шу («Собрание произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]»).

    Мировоззрение Ли Гуна сформировалось на основе взглядов Янь Юаня, согласно которым «принцип» (ли) производен от «пневмы» (ци). Критикуя тезис Чжу Си (1130–1200) о «надформенности» (син эр шан) принципа, Ли Гун утверждал: «Дело имеет структурную упорядоченность, которая называется принципом и находится внутри дела. Утверждать же, что принцип находится выше дела, означает отделять его в качестве самостоятельной вещи. „Принцип" – это служебное (буквально: пустое) слово, может ли являться вещью?» (Лунь юй чжуань чжу вэнь, ч. 2). Осуществленный неоконфуцианской школой Чэн И – Чжу Си отрыв принципов от дел и вещей философ квалифицировал как даосско-буддийскую ересь, погружающую в мистический туман и приводящую к «торжеству пустоты и сохранению безучастности» (чжи сюй шоу цзи), что исторически обернулось крушением великих династий Сун и Мин, соответственно в 13 и 17 вв. под натиском монголов и маньчжуров.

    В свою очередь, признание полной посюсторонности принципов соответствовало главной установке Янь Юаня на «каноническое упорядочение мира» (цзин ши) с помощью практически верифицированного рационального знания: «Если не увидено глазами и не испробовано телом (шэнь), то как посредством принципа (ли) постичь это?» (Лунь сюэ – «Суждения об учении»). Однако в отличие от учителя Ли Гун не ограничивался апелляцией к идеальным образцам древности, а призывал усваивать современный опыт и даже пропагандировал естественные науки Запада, прежде всего астрономию и математику. Напротив, в решении проблемы соотношения «знания» (чжи) и «действия» (син) Ли Гун вернулся к стандартному, идущему из конфуцианской классики представлению о том, что первое предшествует второму (Да сюэ бянь е, цз. 1; Лунь сюэ), тогда как Янь Юань отстаивал их единство, которое воплощается прежде всего в «практическом усвоении» (си).