Содержание статьи

    ЛЯН НЭН

    ЛЯН НЭН, благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт) – термин китайской философии, главным образом конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеческой природы. Впервые встречается у Мэн Кэ (Мэн-цзы) в сочетании с парным термином «лян чжи» («благосмыслие»): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи) без рассуждения (люй), это его благосмыслие» (Мэн-цзы, VII А, 15).

    В рамках выдвинутой Мэн Кэ концепции исконно благой человеческой природы термин «лян нэн» обозначал ее исходные поведенческие импульсы вроде стремления ребенка к матери. Однако здесь не было проведено различие между чисто человеческой формой поведения и животным инстинктом, «врожденной способностью» (бэнь нэн), что явствует из стандартного определения «лян» в комментарии Чжу Си как «врожденной доброты» (бэнь жань чжи шань).

    Впоследствии неоконфуцианцы взялись за выявление духовной сущности лян нэн. Стоявший у истоков этого движения Чжан Цзай утверждал, что «дух (шэнь) и трансформация – это небесное благомочие» (Чжэн мэн, гл. 4), которое вместе с благосмыслием пронизывает и одухотворяет «мутную материю» чувственных образов (там же, гл. 17).

    Эта тенденция идентифицировать лян нэн с высшими морально-психическими и духовно-интеллектуальными функциями, связанная с возможностью понимать данный термин в смысле «высшая благодатная способность», свое максимальное развитие получила в учении Ван Янмина, синтезировавшего лян нэн с лян чжи в концепции «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи).

    В современном языке «лян нэн» обозначает инстинкт.

    Литература Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983