Содержание статьи
    Также по теме

    МЕН ДЕ БИРАН, МАРИ ФРАНСУА ПЬЕР

    МЕН ДЕ БИРАН, МАРИ ФРАНСУА ПЬЕР (Maine de Biran, Marie François Pierre) (1766–1824), настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, французский философ и политический деятель. Родился в Бержераке 29 ноября 1766 в семье врача. После окончания учебы поступил в 1784 на службу в королевскую гвардию и в октябрьские дни 1789 находился в Версале, где был ранен. В период революционного террора укрылся в родовом имении Грателу близ Бержерака. Испытал влияние идей Руссо. После падения Робеспьера вернулся в политику, был избран в Совет Пятисот. Вновь оказавшись в провинции, с 1802 по 1814 написал основные сочинения: Заметки о влиянии привычки на способность мышления (Mémoire sur l'influence de l'habitude sur la faculté de penser, 1802); Заметки о разложении мышления (Mémoire sur la décomposition de la pensée, 1805); Заметки о непосредственной апперцепции (Mémoire sur l'aperception immédiate, 1897); Заметки об отношении физического и духовного в человеке (Mémoire sur les rapports du physique et du moral de l'homme, 1814). За ними последовал самый значительный труд Мен де Бирана Опыт об основаниях психологии и о ее отношениях с изучением природы (Essai sur les fondements de la psychologie et de ses rapports avec l'étude de la nature).

    При Наполеоне Мен де Биран был супрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII – членом палаты депутатов и Государственного совета. В 1816 обосновался в Париже, где продолжил философскую деятельность, входил в кружок интеллектуалов, среди которых были В.Кузен, Кювье, Гизо и др. Последний его труд, Новые опыты по антропологии (Nouveaux essais d'anthropologie), начатый в 1823, остался незавершенным.

    Продолжая традиции Руссо, Паскаля и Бюффона, отталкиваясь от идей Кондильяка и его последователей – т.н. «идеологов» (les idéologues), Мен де Биран критически переосмыслил учение сенсуализма, подчеркнув активную сторону познания. В центре его внимания – человек как духовно-телесное существо. Будучи самоучкой в философии, он разработал концепцию фактов сознания, близкую учениям Фихте и Шопенгауэра и основанную на методе психологического анализа, где главную роль играет самонаблюдение. В противоположность Декарту, рассматривавшему cogito как мыслящую субстанцию, впервые исследовал мысль в форме не абстрактного, а индивидуального Я. Внутренний опыт, полагал Мен де Биран, не открывает никаких субстанций, а декартовское cogito как попытка рефлексии Я над самим собой, без учета взаимодействия с телом, ведет к отрыву мыслящей субстанции от субстанции протяженной. В акте рефлексии нет ничего интеллектуального: это – непосредственный опыт свободного усилия человеческой воли, в момент которого человек познает себя как духовно-телесное существо. Это источник самого сознания: здесь субъект впервые постигает самотождественность и свободу. Если первичный факт сознания – чувство усилия, то необходимый его коррелят, также данный в акте рефлексии, – чувство сопротивления, исходящего от внешнего объекта. Внутреннее наблюдение говорит о том, что всякое познание есть действие на внешние предметы, усилие для преодоления сопротивления. Из этого факта сознания уже вырастают интеллектуальные формы познания, категории субстанции, силы, причинности и др.

    Вначале Мен де Биран рассматривал внутренний опыт преимущественно с физиологической и психологической точки зрения, затем в плане метафизики и, наконец, в религиозном плане (как способ постижения Бога); в исследовании духовной жизни исходил, как впоследствии и Бергсон, из фактов внутреннего религиозного опыта. В подходе к проблемам морали придерживался в основном принципов этики стоицизма, а затем нашел точку опоры в признании божественного всемогущества, дающего возможность противостоять тяготам переменчивой судьбы.

    Концепция Мен де Бирана повлияла на последующую философскую мысль, в том числе 20 в. (в частности, на становление экзистенциализма и на концепцию Ж.Набера).

    Умер Мен де Биран в Париже 20 июля 1824.

    Ирина Блауберг

          МАРИ ФРАНСУА ПЬЕР МЕН ДЕ БИРАН