Содержание статьи
    Также по теме

    МИСКАВЕЙХ, АБУ АЛИ АХМАД ИБН МУХАММАД

    МИСКАВЕЙХ, АБУ АЛИ АХМАД ИБН МУХАММАД (ок. 930 – 1030), арабо-мусульманский философ, разрабатывавший этическое учение, историк. Родился ок. 930 в Рее (Иран). Находился на службе у буидских правителей в качестве секретаря, визира, библиотекаря. Описал подробные характеристики властителей, нравов, царивших при дворе. Образованные правители, как правило, имели богатые библиотеки и гордились тем, что покровительствовали выдающимся личностям того времени, определявшим интеллектуальную и культурную жизнь двора и общества. Умер в Исфахане в 1030. Среди дошедших до нас работ Мискавейха – Вечная мудрость (собрание изречений мудрецов разных народов), философское сочинение Малое спасение, Улучшение нравов и обширный труд по истории Опыты народов. Интересуясь алхимией, Мискавейх написал две работы, относящиеся к этой области. Особое внимание к математике, роли чисел в системе мироздания отразилось в выдвижении им математики на первое место в иерархии философских наук. Но главным объектом научного интереса мыслителя была этика. Не случайно поэтому Мискавейх был назван Третьим учителем, вслед за ал-Фараби (Первый учитель – Аристотель). Этот титул подчеркивал связь его этического учения с греческой философской традицией, обособлявшей это учение от системы религиозной морали. Обсуждение этических вопросов составляет часть его совместного с Абу Хайаном ат-Таухиди труда ал-Хавамил ва-ш-шавамил (условно переводится как Вопросы и ответы), а также содержание других сочинений: Трактат об удовольствиях и страданиях, Книга об этике мирской жизни и религии, Воспитание нравов и очищение корней, Трактат о природе справедливости.

    Опираясь на античную традицию, Мискавейх рассматривает этические вопросы, касающиеся блага, добра, справедливости, счастья и пр. Все эти категории он увязывал воедино как неразрывно связанные друг с другом. На понимание им блага огромное влияние оказало учение Плотина о совершенном Едином, воплощающем представления об абсолютном благе. Только в отношении него можно говорить об истинном бытии, существовании. Чистое добро, по Мискавейху, есть совершенное существование. Чистому добру, благу противостоит зло – результат творения множественных вещей, распада единого. Если благо есть существование, то зло есть несуществование, «небытие во множестве», отсутствие блага. Так, болезнь, например, является злом, она означает отсутствие, несуществование здоровья. Источником зла является неоформленная первая материя, представляющая собой абсолютную множественность: «Она, таким образом, – начало зла и его исток, а ее противоположность, то, что дает материи существование и оставляет в ней свою форму, – начало добра и его исток». Тело обладает тремя измерениями, в него «привходят природные воздействия», и поэтому оно является множественным, т.е. далеким от истинного существования, но оно становится ближе к существованию, если у него будет меньше видовых отличий, акциденций, если оно будет ближе к простоте. Так, небесные тела, состоящие из простой природы, обладают более совершенным существованием, чем тела земные. Земные же тела получают подобие существования в силу того, что между ними устанавливается равновесие по тяжести, по сопряженности и т.п. Человек, поскольку он является сложным существом, мог бы быть «самым низменным, самым порочным животным», однако наличие в нем «общего чувства», единого, объединяющего «нечто» придает ему благородство и добродетельность, и человек обретает «величайшее счастье и достигает блага здешней и будущей жизни». Таким объединяющим началом является общество, которое способствует реализации добродетели, справедливости, приобщению к благу.

    Литература

    Мискавейх. Трактат о природе справедливости. – В кн.: Историко-философский ежегодник 98. М., 2000