Содержание статьи
    Также по теме

    НЕВИННОСТЬ

    НЕВИННОСТЬ – характеристика человека, не знающего зла. Существенная особенность невинного состоит в том, что для него не существует ценностных различий, норм, он не осознает их и никак не определяет себя по отношению к ним, не совершает выбора. В этом смысле невинность не является ни добродетелью, ни пороком. По выражению Р.Барта, невинный не поддается классификации. Состояние безмятежности, целостности и гармоничности, присущее невинному человеку, подобно блаженному состоянию младенца: оно естественно и внеморально. Невинность предшествует духовному взрослению человека и в его ходе с неизбежностью утрачивается.

    Н.А.Бердяев, интерпретируя невинность как определенный этап в духовном становлении человека и человечества, опирается на миф о грехопадении. Невинными, как младенцы, были Адам и Ева до грехопадения – до нарушения божественного запрета. Вкушение плода с древа познания добра и зла пробудило сознание первых людей, открыло им добро и зло, но тем самым лишило их невинности и повлекло за собой изгнание из «первоначального, досознательного натурального рая, не ведавшего еще свободы духа». Невинное состояние Н.А.Бердяев описывает как состояние до-сознательное, предшествующее фундаментальному различению добра и зла и потому – внеморальное. Познание же добра и зла добра и зла разрушает цельность безмятежного существования в неведении, ставит перед выбором, порождает ощущение стыда – неизменного спутника морального сознания. Постижение добра и зла исключает для человека возможность возвращения в «натуральный рай», в младенчество, но не исключает возможности обретения казалось бы навсегда утраченной цельности и даже блаженства. При этом путь в «новый рай», выводящий человека за пределы морали, оказывается уже не возвращением в до-моральное состояние невинности, а восхождением на более высокую ступень средствами сознания и духовной свободы. Путь в «новый рай» – это путь творчества, путь любви. Именно в творчестве и в любви восстанавливается целостность и полнота человеческой личности, переживаемые и сознаваемые как блаженство. Христианское сознание видит «новый рай» в утверждении Царства Божьего, где моральная дихотомия добра и зла преодолена сверх-Добром во внеморальном значении слова, т.е. тем Добром, которое не противостоит «злым» и злу, не отрицает «злых» и зло, не принуждает «злых» отречься от зла, но принимает их, просветляя и преображая.

    В психологии понятие невинности употребляют для описания свойственного ребенку состояния простодушия, открытости, доверчивости, которое обусловлено отсутствием опыта разочарований, неудач, отверженности и т.п. Переживание такого опыта в ходе взросления заставляет скрывать свои чувства и мысли, быть осторожным в общении с другими людьми. Утрата невинности в столкновении с реальностью становится значимой проблемой психологии и воспитания. Главные вопросы, которые они призваны решить, состоит в том, как неизбежный для любого человека опыт разочарований и неудач влияет на формирование зрелой идентичности, способности устанавливать и поддерживать полноценные отношения с другими людьми; как такой опыт может быть использован для укрепления характера взрослеющего человека, для развития в нем способности понимания самого себя и других людей.

    Понятие невинности часто отождествляют с понятиями целомудрия. Такое отождествление свойственно не только обыденному сознанию, оно встречается в современной литературе. Значения «невинность» и «целомудрие» близки в том, что они подразумевают гармонию духа в его чистоте, простоте и целостности, сохраняемую главным образом благодаря некоторому неведению. В отличие от невинности целомудрие представляет собой моральную характеристику человека, оберегающего гармоничное состояние нравственной чистоты, посредством сознательного отказа от переживания всего того, что может разрушить это состояние. Особым признаком невинности является отсутствие стыда, а целомудрия – стыдливость. Целомудренными стали Адам и Ева, когда, попробовав запретный плод, увидели, что наги и устыдились своей наготы.

    В обыденном словоупотреблении делают акценты на разных аспектах значения понятия невинности: это может быть момент неискушенности, неопытности. Скажем, говорят, что человек является опытным специалистом в своей профессиональной сфере, но он невинен в любви и т.п. Иногда, характеризуя человека как невинного, подчеркивают его абсолютную невосприимчивость ко злу, а также цельность и гармоничность его натуры. Эти характеристики могут быть как выражением инфантильности человека (о таком говорят «невинен, как младенец»), так и, напротив, выражением душевной и духовной зрелости, если цельность и гармоничность своей натуры человек сохраняет невзирая ни на какие жизненные испытания. Во втором случае слово «невинность» оказывается метафорой нравственной чистоты (примером образа такого человека может служить герой романа Ф.М.Достоевского князь Мышкин). И в первом, и во втором случаях употребление слова «невинность» выражает соответственно отрицательную и положительную оценки. Однако невинность в собственном смысле слова ценностно нейтральна и не допускает ни положительной, ни отрицательной оценки.