Содержание статьи
    Также по теме

    НОРМАЛЬНАЯ НАУКА

    НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – термин, введенный Т.С.Куном, для обозначения деятельности научного сообщества, т.е. группы специалистов со сходной научной подготовкой и одинаковым пониманием целей и задач научной деятельности внутри определенной парадигмы. Анализируя революции в науке, Кун показывает, что история науки не была линейным процессом накопления знаний, а чередованием периодов «нормальной науки» и отрицающей ее «новой науки». Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы нормальной науки от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и выбор проблем. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». Период нормальной науки вновь наступил лишь в 18 в., когда ньютоновская физика обрела широкое признание среди ученых и утвердилась в качестве парадигмы научного исследования.

    Нормальную науку, по Куну, отличает невосприимчивость ко всему, что не соответствует господствующей научной парадигме, поэтому нормальная наука развивается в основном количественно, прирастая фактическим материалом, повышением его точности и распространением на все более широкие области бытия. Но «аномальные» факторы, не вписывающиеся в парадигму, накапливаясь, в конце концов подрывают и приводят к ее кризису, а затем и к формированию новой научной парадигмы.

    Понятие нормальной науки было подвергнуть критике со стороны представителей философии науки, которые поначалу сосредоточили внимание на концепции парадигмы, но наибольшие дискуссии вызвал другой тезис Куна – о несоизмеримости научных теорий.