Содержание статьи
    Также по теме

    ПИФАГОР

    ПИФАГОР (2-я пол. 6 в. – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель и политический деятель. Сведения о жизни и сочинениях Пифагора черпаются из разнообразной и во многом противоречивой античной биографической традиции, основанной на восходящих к Академии и Ликею систематических сводках. Сам Пифагор ничего не писал.

    Родился на о. Самос ок. 570 до н.э., в юности, возможно, ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Также источники сообщают о якобы совершенном Пифагором путешествии в Египет и Вавилон для знакомства с древневосточной математикой и астрономией; ок. 532 до н.э. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал политическое сообщество, проповедовавшее аристократические идеалы и ставшее весьма влиятельным, особенно в годы войны с Сибарисом (ок. 510 до н.э.). Харизматический лидер и выдающийся оратор, умевший говорить со слушателями разной подготовки и разного жизненного опыта на понятном им языке, Пифагор снискал громкую политическую славу. Но в результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, вероятно, ок. 497/496 до н.э.

    Отсутствие письменной фиксации пифагорова учения до Филолая и абсолютный авторитет Пифагор в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников делают реконструкцию первоначального учения Пифагора сложной проблемой. С достаточной долей уверенности можно говорить о космологических воззрениях Пифагора (зарождение мира путем взаимодействия двух начал, предела и беспредельного); о его учении о душе (бессмертие души, трактовка ее сущности как гармонии, переселение душ в новые тела после смерти, т.н. «метемпсихоз») и связанные с этим культовые запреты на принесение в жертву животных и воздержание от животной пищи вообще. В математике Пифагор создал теорию пропорций, доказал знаменитую теорему о сумме квадратов катетов треугольника («теорему Пифагора»); развил теорию четных и нечетных чисел, и в целом стал основоположником теоретической арифметики; развил теорию пропорций, нашел численное выражение для гармоничных интервалов (кварты, квинты и октавы).

    Восходящая к академику и перипатетику Гераклиду Понтийскому традиция называет Пифагора автором слова «философия», понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию. Аристотель вкладывает в уста Пифагора слова о том, что «человек создан богом для познания и созерцания» (Протрептик, фр. 18, 20). Восходящие к первым пифагорейцам культ дружбы, борьба против роскоши и неумеренности принадлежит к числу многих элементов, которые связывают Пифагора с идеологией, представленной Семью мудрецами. К ней принадлежат также почитание богов и родителей, самоограничение в частной и общественной жизни, умеренность в питье, еде и одежде. Все эти вещи были неразрывно связаны с идеалом крепости тела и духа, достижению которых служили спортивные занятия (многие пифагорейцы были выдающимися атлетами, победителями Олимпийских игр) и медицина, в особенности диететика, бывшая основным направлением кротонской школы медицины, а также музыка, способная благотворно влиять на душу (учение о душе как гармонии).

    Свидетельства: Фрагменты ранних греческих философов. Изд. А.В.Лебедев. М., 1989.

    Мария Солопова

    Литература

    Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990
    Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994