Содержание статьи
    Также по теме

    ПОЛЬЗА

    ПОЛЬЗА – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. Интересы могут быть индивидуальными или коллективными, частными или общими. Интерес человека – это его склонность к какому-то объекту, освоение которого позволяет ему сохранять и повышать свой статус. Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. В строгом смысле польза – это характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Именно такое понимание проходит через всю историю мысли, начиная с Аристотеля.

    Как жизненный принцип полезность выражается в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу». Наряду с пользой целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех», обозначающее достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность», обозначающее достижение результатов с наименьшими затратами. Так что в более широком смысле нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей (способствует успешности действий), причем в) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). В отличие от пользы под «выгодой», или «корыстью» в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добро, прекрасное, истина, совершенство). Польза как правило ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.

    Принятие пользы в качестве ценностной ориентации может порождать нравственные коллизии в том случае, когда польза трактуется как благо само по себе или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользо-ориентированного сознания, морально нейтральны. Однако с этической точки зрения, всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности, между добром и пользой, поскольку польза и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, пользующихся друг другом индивидов. Пользо-ориентированным сознанием польза воспринимается как количественно определенная мера блага, большая, чем удовольствие и меньшая, чем добро. В психологии эта система практического сознания передается с помощью понятия «принцип реальности». Устремленность к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей.

    В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие пользы исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к пользе как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентаций; в рамках экономических, вещных отношений польза – приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной деятельности является предпринимательство – как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг. В экономической теории свойство полезности отражается в понятии «потребительная стоимость».

    В современной мысли понятие полезности как теоретическое понятие постепенно полностью переместилось в социально-экономическую теорию, а также прикладные теории управления и организации. В социально-моральных же теориях усиливается критицизм в отношении пользы как ценностного понятия и практического принципа. Так, по мнению современного американского философа Дж.Ролза, этот принцип несовместим с идеей взаимности и противоречит концепции социальной кооперации среди равных, поскольку предполагает увеличение суммы преимуществ одних при (возможном) уменьшении жизненных перспектив других. Принцип пользы фактически повелевает защищать только собственные интересы и ничем не жертвовать во имя блага целого. Ограничением утилитаристского принципа пользы, по Ролзу, может стать принцип средней полезности.

    Рубен Апресян