Содержание статьи
    Также по теме

    ПОРФИРИЙ

    ПОРФИРИЙ (232 – ок. 305) – античный философ-неоплатоник, Родился в Тире, ученик Плотина и издатель его сочинений.

    Вошел в историю платонизма одновременно как достаточно оригинальный мыслитель, предложивший ряд интересных решений по существенным моментам учения, а также как традиционный школьный философ, активно занимавшийся комментариями сочинений Платона и Аристотеля. Обращение Порфирия к текстам Аристотеля было новостью для неоплатонизма школы Плотина, который в основном критически упоминал мнение Аристотеля по разным вопросам. Порфирий составил комментарии на Категории, Герменевтику, Первую Аналитику, Физику, ХII кн. Метафизики, а также написал чрезвычайно популярное в средневековом аристотелизме Введение к Категориям Аристотеля. Благодаря Порфирию толкование Аристотеля в позднейшем неоплатонизме стало неотъемлемой, хотя и начальной, частью философского обучения. Известен также аллегорический комментарий Порфирия к одной из песен Гомера (О пещере нимф, толкование пещеры, описанной в Одиссее (ХIII 102-113)), а также вполне схоластические комментарии к Началам Евклида и Гармонике Птолемея.

    Порфирий не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм религиозного культа, хотя и признавал их предварительным моментом в деле философского образования души. В трактате О философии из оракулов он пытается толковать загадочные изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии. В трактате Об изваяниях раскрывает символизм античного религиозного искусства, в Письме к Анебону Порфирий с позиций платоновской философии критикует традиционные представления о богах. Он первым ввел в поле зрения школьного платонизма Халдейские оракулы.

    Был известен своим фундаментальным трудом Против христиан, в котором подверг критическому разбору тексты Ветхого и Нового заветов. Обширная эрудиция, прекрасная осведомленность в истории евреев, знакомство с христианской и иудейской литературой позволили ему предвосхитить некоторые выводы библейской критики 19–20 вв. В 448 императорским указом все имеющиеся списки Против христиан подлежали уничтожению, и в результате от огромного труда Порфирия почти ничего не сохранилось.

    Метафизика Порфирия и его учение о душе представлены в следующих сочинениях: Подступы к умопостигаемому, Разнообразные исследования, комментарий к Пармениду (анонимный, но сейчас приписываемый Порфирию), Воздержание от животной пищи. Душу ничто не отделяет от Бога, поскольку она, будучи бестелесной сущностью, «находится везде и нигде». Когда душа мыслит интуитивно, она в уме, а когда начинает рассуждать, то возвращается к своей собственной природе. Когда она воспринимает с помощью телесных органов – тогда говорят, что она находится в теле. Но не тело держит душу, а сама душа удерживает себя в этом мире своей привязанностью к нему, от которой смерть не обязательно ее освобождает. Спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму и уподобления божеству.

    Сохраняя тройственную схему плотиновского универсума (единое, ум и душа), Порфирий предложил несколько новое понимание высшего начала – единого, в соответствии с которым единое переставало быть трансцендентным и абсолютно непостижимым. Хотя он полагал, что адекватное описание единого может быть только отрицательным, все же указывал, что раз даже фундаментальные понятия тождества и различия к нему неприменимы, оно тогда оказывается ни тождественным уму, ни отличным от него. Единое само оказывается источником того бытия, которое выводит его в сферу существования, ибо единое как бы идея бытия для последующего за ним. Но таким образом единое оказывается в некотором смысле самим умом, в котором еще не произошло различение на мыслящее и мыслимое. Неоплатоники после Ямвлиха критиковали Порфирия за такое учение о первоначале.

    Душу считал полноправной участницей умопостигаемого мира и, в отличие от Плотина, считал демиургом (описанным Платоном в Тимее) высшую части души, а не ум. Также отрицал субстанциальные различия между душами богов, демонов, людей и животных.

    Издав в конце своей жизни сочинения Плотина в виде так называемых Эннеад (т.е. девяток), он поставил яркую точку в своей блестящей философской и литературной жизни. После издания Порфирия традиция читать и публиковать Плотина именно в установленном им порядке в шести частях по девять трактатов в каждой, с предварительной биографией Плотина, написанной самим Порфирием, сохраняется в издательской практике до настоящего времени.

    Соч.: Жизнь Пифагора, Жизнь Плотина, в кн.: Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1986; О пещере нимф, в кн.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 2, М., 1988; О воздержании от мясной пищи, – «Человек», 1994, № 1–6.

    Мария Солопова

    Литература

    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988