Содержание статьи
    Также по теме

    ПОСИДОНИЙ

    ПОСИДОНИЙ (ок. 135 до н.э. – ок. 50 до н.э.) – греческий философ-стоик. Крупнейший представитель школы периода Средней Стои, когда стоицизм был дополнен некоторыми элементами платонического учения о душе. Сочинения не сохранились.

    Был энциклопедически разносторонним автором, писавшим сочинения по физике, астрономии, мантике, теологии, психологии, этике, истории. Интерес Посидония к естественнонаучным дисциплинам (геология, ботаника, зоология, этнография) сближает его с представителями Перипатетической школы.

    Разделял традиционную школьную догматику в учении о космосе: космос – живое разумное существо, шарообразное, включающее небо, землю и все, что в них находится; бог как разумная сущность пронизывает весь космос целиком и полностью; в конце мирового цикла космос обновится в мировом пожаре, разумные души после смерти сохраняются очень долгое время, но они не бессмертны, т.к. уничтожаются в мировом пожаре. Космос проникнут мировой симпатией, и все его части связаны между собой узами пневмы, благодаря которой чувствуют все действия, происходящие в мировом целом. На учении о мировой симпатии основано теоретическое обоснование мантического искусства.

    Нововведением Посидония в учении о душе стало признание (вслед за Панетием) самостоятельной неразумной части души, которую Посидоний подразделял на пылкую и вожделеющую части (согласно Платону). Поэтому в душе имеются три основные способности: к наслаждению (вожделеющая часть), господству (пылкая) и нравственной красоте (разумная). Главная задача этики – нравственное воспитание на началах разума. Вместо развиваемого в древней Стое идеала мудреца как обладателя всех добродетелей, Посидоний переносит акцент на понятие «продвигающегося» к добродетели, для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей (рассудительность, мужество, справедливость, воздержанность) с особым вниманием к «великодушию».

    В занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панетием, подчеркивал историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества. Посидоний повлиял на всю последующую философию периода Римской империи рубежа столетий, в особенности на Цицерона и Сенеку.

    См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Мария Солопова

    Литература

    Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995