Содержание статьи
    Также по теме

    РЕНУВЬЕ, ШАРЛЬ БЕРНАР

    РЕНУВЬЕ, ШАРЛЬ БЕРНАР (Renouvier, Charles Bernard) (1815–1903), французский философ.

    Родился в Монпелье 1 января 1815. В Париже в 1831 сблизился с сен-симонистами и другими социалистами. Учился в Высшей политехнической школе (1834–1836), где в то время математику преподавал Конт; познакомился с Жюлем Лекье, идеи которого сыграли значительную роль в формировании его философских взглядов.

    ШАРЛЬ РЕНУВЬЕ

    От изучения математики постепенно перешел к философии. Заслужил поощрение за работу, представленную на конкурс сочинений по критической истории картезианства, объявленный Академией моральных и политических наук (опубликована в 1842 под названием Учебник по философии Нового времени, Manuel de philosophie moderne). В 1844 написал двухтомный Учебник по древней философии (Manuel de philosophie ancienne). В этих трех книгах история философии излагалась с точки зрения отношения философских учений и научного знания конкретных эпох; здесь же излагалась и идея об универсуме как упорядоченном отношении бесконечного числа центров активности – монад. Одновременно Ренувье писал статьи в «Новую энциклопедию» («Encyclopédie nouvelle»), создателями и руководителями которой были Пьер Леру и Жан Рейно. Под влиянием революции 1848 написал Республиканский учебник человека и гражданина (Manuel republicain de l'homme et de citoyen, 1848), где выдвигался политический идеал, близкий к социализму. После переворота 2 декабря 1851 полностью посвятил себя философским исследованиям. К этому периоду относится и кризис в мышлении Ренувье, связанный с осознанием того, что идея бесконечности противоречит идее человеческой свободы. Отсюда возникла одна из центральных тем Ренувье – финитизм, утверждение конечности реальных множеств.

    Испытав влияние эклектической метафизики Виктора Кузена, Ренувье позже обратился к Канту, но разработал собственный вариант критицизма. Свои идеи изложил в сочинении Опыты общей критики (Essais de critique générale, 1851–1864), состоящем из четырех частей – Общий анализ познания (Analyse générale de la connaissance, 1851); Человек (L'Homme, 1858), Начала природы (Les principes de la nature, 1864), Введение в аналитическую философию истории (Introduction à la philosophie analytique de l'histoire, 1864). К этому же периоду относятся работы Ухрония (Uchronie, 1857) (полное название Uchronie, l'utopie dans l'histoire. Esquisse historique du dévelopement de la civilisation européenne, tel qu'il n'a pas été, tel qu'il aurait pu etre) и Наука о морали (La science de la morale, 1869). С 1872 по 1889 Ренувье пишет большое число статей в еженедельник «Философская критика» («Critique philosophique»), основанный им с целью изложения принципов критической философии (а позднее преобразованный в ежегодник «L'année philosophique», издававшийся совместно с Ф.Пиллоном), а также – в 1878–1885 – в приложение к «Философской критике» – журнал антикатолической направленности «Религиозная критика» («Critique religieuse»). В последних номерах «Религиозной критики» был опубликован Эскиз систематической классификации философских доктрин (Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques; эта работа вышла отдельным изданием в 2-х томах, 1885–1886). Последние сочинения Ренувье – Аналитическая философия истории (Philosophie analytique de l'histoire, в 4-х томах, 1896–1898), Новая монадология (La nouvelle monadologie, 1899), Дилеммы чистой метафизики (Dilemmas de la metaphysique pure, 1901), Персонализм (Le personnalisme, 1902). В 1900 Ренувье стал членом Академии моральных и политических наук.

    Ренувье призвал заменить философию критикой, или критицизмом и признать, вслед за Кантом, что познание достигает лишь феноменов, а созданные метафизиками представления о субстанции, Боге и душе – химеры разума. Но, критикуя традиционную метафизику, дистанцировался и от позитивизма, считая ошибкой рассмотрение феноменов вне нашего сознания как самодостаточных, без учета деятельности рассудка, придающих им форму и единство. Объект, существуя в сознании, есть идея, реально не отличающаяся от самой исследующей его мысли, т.е. субъекта; и наоборот, субъект есть объект для рефлектирующей мысли. Это положение Ренувье было впоследствии взято на вооружение представителями имманентной философии и эмпириокритицизма.

    Рассматривая те формы, которые упорядочивают представления, т.е. категории рассудка, Ренувье выделял среди них как главную категорию отношения; далее следовали категории числа, пространства, времени, качества, причины, цели и личности. В представлении о личности, которое легло в основу этического персонализма Ренувье, отразилась важная тема его творчества – тема свободы, которую он вслед за Ж.Лекье понимал как фундамент не только морали, но и науки, интеллектуальной деятельности в целом, как основу достоверности знаний. С очевидностью мы познаем лишь простые феномены, а значит, все более сложное, то, что человек принимает в качестве своего убеждения, базируется в конечном счете на вере; вера же непременно связана со свободой выбора, который, в свою очередь, определяется моральными установками человека. Отсюда выдвинутое Ренувье понятие рационального верования, противопоставленное им спонтанным верованиям, имеющим место в случае галлюцинаций, веры в чудо и пророчество. Понятие свободы ведет к моральной философии Ренувье и его религиозной концепции. В свободе воли он видит причину зла, существующего в мире. Ренувье предлагает свою гипотезу о происхождении, истории и цели человечества, рисуя картину первобытного справедливого общества и последовавшего в результате действия свободной воли состояния катастрофы, приведшей к разрушению первобытного мира и, в конечном счете, к образованию современной солнечной системы. Свободная воля станет в будущем залогом восстановления совершенного, справедливого общества, морального порядка.

    Противник детерминизма, Ренувье видел в личности и ее творческом свободном действии субстанциальный элемент реальности; в его персонализме природа существует лишь в отношении к человеку. Философии истории, предполагающей необходимые законы исторического развития, он противопоставил «ухронию» – исторический набросок того, как могло бы развиваться европейское общество.

    В религиозной концепции, созданной Ренувье в последний период деятельности, доминирует идея Бога как морального порядка, источника и гаранта закона справедливости, требующего от каждого исполнения долга; здесь нет представлений о Мессии, благодати и посреднической роли церкви. Финитизм Ренувье делал для него неприемлемым и христианское представление о бесконечном Боге.

    Ренувье стал основателем философской школы «неокритицизма» (к ней принадлежали, в частности, О.Гамлен и Ф.Пиллон); в конце 19 и в начале 20 в. его идеи оказывали большое влияние в философском мире. Идеями Ренувье восхищался У.Джемс.

    Умер Ренувье в Праде 1 сентября 1903.

    Ирина Блауберг