Содержание статьи
    Также по теме

    РИККЕРТ, ГЕНРИХ

    РИККЕРТ, ГЕНРИХ (Rickert, Henrich) (1863–1936). Немецкий философ, основатель баденской школы неокантианства. Родился 25 мая 1863 в Данциге (ныне Гданьск). Изучал немецкую литературу, историю, философию, экономику в Берлине, Страсбурге, Цюрихе и Фрайбурге. Готовился стать литературным критиком, однако отказался от своего намерения, столкнувшись с господствовавшими в литературоведении позитивистскими методами исследования. Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов.

    Вслед за Виндельбандом (1848–1915), у которого Риккерт учился, он исследует особенности исторического знания как научной дисциплины, принципиально отличной от естествознания. Большое влияние, оказанное Виндельбандом, особенно сказалось в докторской диссертации Риккерта Учение о дефиниции (Zur Lehre von der Definition, защищена во Фрайбурге в 1888), и в книге Введение в трансцедентальную философию. Предмет познания (Der Gegenstand der Erkenntnis. Ein Beitrag zum Problem der philosophischen Transzedenz, 1892, 1904, 1915). В этой работе он рассматривает предмет, на который направлено познание, как нечто трансцендентное, противостоящее сознанию, независимое от него. Следуя Канту, Риккерт считал такие объекты действительности «вещью-в-себе». Для того, чтобы иметь возможность анализировать эту действительность, ученый должен создать систему суждений о ней. Но, в отличии от Канта, система категорий которого основана на понятии закономерности и всеобщности, Риккерт считает, что для исторического познания более значима ценностная уникальность анализируемого предмета.

    Признание в академических кругах получил после выхода своей большой работы Границы естественнонаучного образования понятий (Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung, 1896, – СПб, «Наука», 1997), оказавшей влияние на социологию Вебера. Он критикует современную ему аналитическую школу, развивавшую традиции позитивизма и исходящую из методологического единства естественных и гуманитарных наук. Представители этой школы считали, что объяснение исторического события заключается в видении его через закон (например, через закон развития абсолютного духа у Гегеля). В этом случае отдельный человек не играет никакой значимой роли в истории. Как последователь Канта, Риккерт старается отстоять место для свободной воли человека, значимость человеческих поступков в самом историческом процессе и в его осознании. Человек – не исполнитель внеличного закона, а свободный индивид, следовательно, для истории важны индивидуальность, уникальность и неповторимость.

    Риккерт утверждает, что к историческим и естественным наукам один и тот же подход невозможен уже потому, что метод образования естественно-научных понятий в корне отличен от метода образования исторических понятий. Ученый-естественник и ученый-гуманитарий изначально ставят разные цели. В книге Границы естественнонаучного образования понятий Риккерт приводит яркий пример, призванный продемонстрировать различия во взглядах естественных и гуманитарных наук на одно и то же событие. Это – изучение поступков римского императора Нерона. Для естественника-позитивиста Нерон – безумец, его поступки легко объясняются определенным клиническим типом безумия. Для историка – Нерон – уникальное явление, и для изучения этого явления историку ни к чему теоретические знания о других безумцах подобного типа. Такой взгляд возможен потому, что предметом истории является отдельное событие. Генерализирующий (естественно-научный) и индивидуализирующий (историографический) способы образование понятий относятся у Риккерта не только к научной сфере, но и к познанию действительности в целом.

    Риккерт сталкивается с еще одной проблемой: чем руководствоваться историку при выборе изучаемого объекта? В отличие от естествоиспытателя, который опирается на сеть законов и аксиом, с отказом от законов истории ученому-историку становится не на что опереться при выборе событий, которые необходимо изучать. Ведь событий в истории великое множество, действительность неисчерпаема. Риккерт пишет, что выбирая событие как предмет исследования, историк руководствуется собственным интересом. А интерес к событию обусловлен его значимостью. Понятие значимости или значения приобретает особую важность в концепции Риккерта, так как оно определяется отнесенностью предмета к ценности. «Лишь отнесение к ценности (Wertbeziehungen) определяет величину индивидуальных различий. Благодаря им мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план другой... Ни один историк не интересовался бы теми однократными и индивидуальными процессами, которые называются Возрождением или романтической школой, если бы эти процессы благодаря их индивидуальности не находились в отношении к политическим, эстетическим или другим общим ценностям». Поэтому науки о духе (Geistwissenschaft) могут также называться науками о ценности. В третьем издании книги Предмет познания (1915) Риккерт выделяет шесть областей ценностей, соответствующих сферам человеческой жизнедеятельности: 1). научное познание; 2). искусство; 3). пантеизм и всякого рода мистика; 4). этика; 5). эротика и «блага жизни» вообще; 6). теизм как вера в личностного Бога и сопряженные с теизмом ценности, к которым Риккерт отнес истину, прекрасное, сверхличностную святость, нравственность, счастье и личностную святость.

    Опираясь на различия между генерализирующим и индивидуализирующим методами, а также между оценивающим и не-оценивающим мышлением в противопоставлении исторических и естественных наук, Риккерт делит все существующие науки на четыре класса: 1). генерализирующие, но не оценивающие (классические естественные науки); 2). индивидуализирующие и не оценивающие (эволюционная биология, геология и т.д.); 3). генерализирующие и оценивающие (экономика и социология, которую Риккерт называл естественнонаучным толкованием человеческой социальной духовной жизни и которую Вебер попытался преобразовать в универсально-историческую науку); 4). индивидуализирующие и оценивающие (история).

    Творчество позднего Риккерта характеризуется так называемым онтологическим поворотом. Риккерт создает учение о трансцендентальной природе ценностей, которое изложено в работе Общие основания философии. Он утверждает, что мир состоит из сферы действительности и сферы ценностей, по образу и подобию антитезы сущего и должного. Ценность – это смысл, лежащий над всяким бытием, она совершенно независима ни от познающего субъекта, ни от действительности. Подлинная проблема философии и заключается в противоречии мира существующей действительности и мира ценностей, не существующих в качестве эмпирического объекта, но не менее значимых для человека. Только благодаря ценности становиться возможным отличить культурные процессы от явлений природы. К культуре принадлежат нравы, искусство, религии и науки. Синтез двух сфер происходит при вырабатывании индивидом ценностных суждений и оценок, которые являются не ценностями, а соединением ценности и действительности. Истина – не соответствие представления действительности, а совокупность суждений, утверждающих должное, то есть ценность.

    В поздних работах Система философии (System der Philosophic, 1921), Логика предиката и проблема онтологии (Die Logik des Pradikats und das Problem der Ontologie.1930), Основные проблемы философии (Grundprobleme der Philosophie, 1934)) Риккерт излагает возможность построения учения о видах мирового целого.

    В работе Система философии: всеобщее основоположение философии, оставшейся незавершенной, Риккерт утверждает, что реальный, существующий человек всегда ограничен частным миром собственных переживаний, чувств, созерцаний, поэтому он не способен создать понятие, которое охватило бы все сущее – и действительность, и ценности. Это способен сделать только теоретический субъект.

    Дуализм души и тела Риккерт предлагает заменить на антитезу воспринимаемого – понимаемого, где первое относится к восприятию мира действительности, второе – к принятию сферы ценностей. Единство этой пары заключается в бытии третьего рода – бытии субъекта. Следовательно, антропология необходимо должна обращаться к вопросу о ценностях, а в качестве материала для учения о ценностях Риккерт предлагает опять же обратиться к культуре и к ее традиционным ценностям: нравственному, прекрасному и истинному.

    Умер 30 июля 1936 года в Гейдельберге.