Содержание статьи
    Также по теме

    СЕКСТ ЭМПИРИК

    СЕКСТ ЭМПИРИК (2-я пол. 2 в. н.э.) – греческий философ, последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения – Пирроновы положения (3 кн.) и Против ученых (11 кн.) – являются важным источником по истории античной философии, и основным – по истории пирронизма. Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем: его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему. Тем не менее, высокий уровень данной компиляции позволил ей занять почетное место в истории философской литературы.

    Понимая скептическую философию как лекарство от страстей и страданий, Секст пишет, что истинный философ-скептик «из человеколюбия хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, – в зависимости от тяжести состояния. Под «догматиками», в отличие от скептиков, представители школы понимали сторонников любой положительной философии, т.е. знания, выраженного в определенных постулатах (догмах).

    В сочинении Пирроновы положения Секст вводит основные понятия скептицизма и формулирует принципы построения скептической системы. Началом скептической философии является надежда на достижение невозмутимости духа (атараксии); началом же систематического изложения скептицизма является положение о равной достоверности противоположных суждений, из которого проистекает отказ от догматизма, и далее – воздержание от любых суждений (для описания данного состояния принят термин «эпохе»), вслед за чем наступает невозмутимость. Также Секст суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы, т.е. способы осуществления эпохе, – 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы; дает толкование основных выражений скептического словаря – «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю». Во II-й и III-й книгах дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков», излагая материал в традиционной для эллинистических школ последовательности: логика, физика (темы о Боге, причине, движении, месте, времени и т.п., кн. III, 1–167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить, кн. III, 168–279).

    Книги VII–XI сочинения Против ученых тематически сходны с двумя последними книгами Пирроновых положений, но материал в них изложен более подробно, с систематическим рассматрением учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии – здесь Секст приводит ценнейший доксографический материал (см. также ДОКСОГРАФЫ). В поисках историко-философских корней пирронизма обращается к учениям древних философов, и уже у Ксенофана находит элементы скептицизма. Книги I–VI трактата Против ученых образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам – грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке.

    Сочинения: Сочинения, в 2-х тт, общ. ред. А.Ф.Лосева, М., 1975–1976

    См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Мария Солопова

    Литература

    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 2000