Содержание статьи
    Также по теме

    СЕТНИЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    СЕТНИЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1888–1937), русский философ. Родился в г.Ольгополь Волынской губернии. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1912). Испытал влияние философии «общего дела» Н.Ф.Федорова. В работе Статистика, литература и поэзия. К вопросу о плане исследования (Одесса, 1922) писал о необходимости сохранения памяти обо всех деятелях науки и искусства, а в перспективе – обо всех людях. В 1920-е годы эмигрировал, переиздал в Харбине на собственные средства 1-й том Философии общего дела Федорова. В 1935 возвратился в СССР, в Москву, в 1937 был арестован и расстрелян.

    В работе Смертобожничество (Харбин, 1926), написанной совместно с А.Горским, утверждалось, что идеология поклонения смерти (смертобожничества) имеет древнейшие корни и связана с обожествлением стихийных природных сил и смерти. Смертобожничество развивается и на основе искажений христианства, когда в этой религии начинают видеть «религию смерти». Всему этому должно быть противопоставлено православное учение о «попрании смерти» и самые разнообразные, в том числе научные, усилия для борьбы со слепыми силами распада и разложения. В работе Русские мыслители о Китае (В.С.Соловьев и Н.Ф.Федоров) Сетницкий критически анализировал эсхатологические воззрения позднего Соловьева (в Трех разговорах) и его интерпретацию китайской культурной традиции как исключительно консервативной. По мнению Сетницкого, более глубокое понимание китайской культуры содержится в трудах Н.Ф.Федорова.

    Литература

    Сетницкий Н.А. Русские мыслители о Китае (В.С.Соловьев и Н.Ф.Федоров). Харбин, 1926
    Сетницкий Н.А. О конечном идеале. Харбин, 1929
    Сетницкий Н.А. Заметки об искусстве. Харбин, 1933
    Сетницкий Н.А. Смертобожничество. – Путь, 1992, № 2