Содержание статьи
    Также по теме

    ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ

    ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph) (1775–1854), философ, представитель немецкой классической философии.

    Родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта в семье протестантского священника. В 1785 Шеллинга определяют в латинскую школу в Нюртенгене, через год он переводится в семинарию в Бебенхаузене. В 1790–1795 учился в Тюбингенском теологическом институте. Там он познакомился с Гегелем и Гельдерлином. В 1792 защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 встретился с Фихте и на долгое время увлекся его философской системой.

    ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ. Marxist Internet Archive

    После окончания института работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучая философию, математику, физику.

    В 1798 по рекомендации Гете и Фихте был приглашен на кафедру философии в Йенском университете. После переезда в Йену он вошел в кружок йенских романтиков, в котором знакомится с братьями Шлегелями и Новалисом. В 1802–1803 Шеллинг сотрудничал с Гегелем в «Критическом философском журнале».

    Дружба с женой Августа Шлегеля Каролиной переросла в любовь и, после разрыва с Шлегелем, в 1803 Каролина становится женой Шеллинга. Супруги переезжают в Вюрцбург. В 1812, через три года после неожиданной смерти Каролины, заключает брак с Паулиной Готтер и со временем становится главой большого семейства.

    В 1803–1806 Шеллинг – профессор философии Вюрцбургского университета. В 1806 он становится штатным членом Баварской академии наук в Мюнхене, где он работает более тридцати лет с перерывом в 1821–1826, которые он провел в Эрлангенском университете. В 1807–1823 Шеллинг – генеральный секретарь Академии художеств Баварии, в 1827 становится президентом Академии наук Баварии.

    В 1841 – профессор университета в Берлине. Среди слушателей его лекций – Серен Кьеркегор, Якоб Буркхардт, Фридрих Энгельс и Бакунин. Однако лекции оказались не столь успешными, как надеялся Шеллинг, и в 1846 он прекратил активную лекционную деятельность. Позже он вернулся в Мюнхен и занялся подготовкой рукописей для публикации.

    Умер в Рагаце (Швейцария) 20 августа 1854.

     ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ. ARCHIVE PHOTOS

    В течение жизни область теоретического интереса Шеллинга изменялась от изучения природы к философии Откровения. Вначале испытал сильное влияние И.Канта и Г.Фихте, затем – романтиков (см. также РОМАНТИЗМ) и Гете, позднее – немецких теологов: Беме и Баадера. Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

    В своих ранних работах Идеи к философии природы (1797) и Система трансцендентального идеализма (1800) Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Исходя из первоначального параллелизма субъективного (Я, сознательное) и объективного (природа, бессознательное) рассматривает, каким образом достигается единство и развитие природы и духа. Он последовательно раскрывает этапы развития природы в направлении к осознанию ею самой себя как целесообразного целого. Таким образом бессознательное (природа) порождает сознание (человек) как будущую форму познания бессознательного. Диалектический метод, открытый Фихте для анализа становления самосознания, Шеллинг распространяет на анализ природных процессов и процессов познания природных явлений. Возникающие противоречия сознательного и бессознательного снимаются введением идей предустановленной гармонии двух деятельностей: сознательной деятельности воления и бессознательной – продуцирующей мир природы. Основанием данной гармонии является продуктивность любой деятельности. В качестве наиболее яркого образца такого рода продуктивности Шеллинг рассматривает эстетическую деятельность. Каждое произведение искусства может быть понято как продукт одновременно сознательной и бессознательной сферы духа, а весь объективный мир природы может рассматриваться как изначальная, еще не осознанная поэзия духа.

    Постановка вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания делают философию Шеллинга достаточно популярной на рубеже 18–19 вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.

    Обращаясь к анализу эстетического творчества, Шеллинг показывает, как преодолеваются противоречия теоретического и нравственного практического в искусстве. По Шеллингу, художник – это «Гений» (интеллигенция), действующий как природа. Именно в его творчестве разрешаются противоречия, неустраняемые никаким иным способом. Для объяснения этого процесса Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции, которое оказывается формой самосозерцания Абсолюта, представляющего из себя тождество субъекта и объекта (тождество понимается не как совпадение субъекта и объекта, а как диалектический переход предшествующего к последующему, или свернутого к развернутому). С этого момента Шеллинг все больше переходит на позиции пантеизма неоплатоников и Б.Спинозы, рассматривая бога и универсум как различные моменты становящегося тождества, в котором Вселенная есть развернутая потенция абсолютного организма и абсолютного произведения искусства.

    Все это приводит Шеллинга к известному телеологизму (признанию за всем существующем логической целесообразности), при котором решение проблем обоснования идеи свободы и существования зла начинают играть решающую роль в его философской системе. Данное решение Шеллинг находит в иррационализме и теософских построениях, которые характерны для позднего периода его творчества.

    Шеллинг оказал воздействие на становление русской философии. Через московский кружок «Любомудров», славянофилов, П.Я.Чаадаева его философские идеи влияли на образованную часть русского дворянства; через натурфилософов и богословов – на философское образование в высших учебных заведениях.