Содержание статьи

    ШИ САНЬ ЦЗИН

    ШИ САНЬ ЦЗИН. Тринадцатиканоние, Тринадцать канонов (канонических книг). Собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (конец II – конец I тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до начала 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей (кэ цзюй). В Ши сань цзин входят произведения самой широкой тематики (философской, религиозной этической, ритуально-дидактической, исторической, художественной, филологической и другой): Чжоу и (Чжоуские перемены, или И цзинКанон перемен, Книга перемен), Шу цзин (Канон [документальных] писаний, Книга истории), Ши цзин (Канон стихов, Книга песен), Чжоу ли (Правила благопристойности [эпохи] Чжоу), И ли (Образцовые церемонии и правила благопристойности), Ли цзи (Записки [о правилах] благопристойности, Записки о ритуале), (Чунь цю) Цзо чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Цзо), (Чунь цю) Гунъян чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Гунъяна), (Чунь цю) Гулян чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Гуляна), Лунь юй (Суждения и беседы), Сяо цзин (Канон сыновней почтительности), Эр я (Приближение к классике – первый в Китае толковый словарь, 3–2 вв. до н.э.), Мэн-цзы. Термин «цзин1» – «канон», «каноническая книга», «уставной текст» – этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или другими частями текста (см. ЦЗИН ВЭЙ). Последнее значение цзин1 реализовано в девятичленной архитектонике Ши сань цзина: три сочинения о «благопристойности» (ли2) и Чунь цю («[Летопись] весен и осеней») с тремя комментариями представляют собой два целостных образования, которые вместе с остальными произведениями Ши сань цзина складываются в каноносообразную систему из девяти канонов. Ядро Ши сань цзина – Шестиканоние (Лю цзин) скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты – Шу [цзин] и Ши [цзин] (конец II – 1-я половина I тысячелетия до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в Шестиканоние входили: Ши [цзин], Шу [цзин], Ли (Ли цзи или И ли), Юэ [цзин] ([Канон] музыки), [Чжоу] и, Чунь цю. Отсутствующий ныне Юэ цзин или числился в этом наборе номинально, как приложение к Ши цзину (точка зрения каноноведческой школы цзинь вэнь цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конфуцианской литературы по приказу императора Цинь Шихуана в 213 до н.э. (точка зрения школы гу вэнь цзин сюэ). Возможно, части Юэ цзина вошли в текст Юэ цзи (Записки о музыке), являющийся ныне главой Ли цзи. В 136 до н.э. Пятиканоние (У цзин), т.е. Шестиканоние без Юэ цзина, было признано основой официальной идеологии и системы образования. В период правления династии Тан (618–907) были включены в канонический свод и все прочие указанные произведения Ши сань цзин, кроме Мэн-цзы. При династии Сун (960–1279) неоконфуцианцы (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконфуцианское Пятиканоние собственно конфуцианское Четверокнижием (Сы шу) в составе Да сюэ (Великое учение – глава Ли цзи), Чжун юн (Срединное и неизменное – гл. Ли цзи), Лунь юй, Мэн-цзы. Книги-шу5, с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин1, но с другой – ассоциируются с древнейшим каноном Шу цзином, издревле именовавшимся просто Ши, т.е. «Книгой» с большой буквы. С 12–13 вв. Ши сань цзин стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань (1764–1849) выпустил в свет Ши сань цзин с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.

    Литература Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. – Л., 1947
    Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае. – В кн.: Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и ср. века. М., 1981
    Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994