Содержание статьи

    СЫ СЯН

    СЫ СЯН. «Четыре символа» – нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии, восходящий к приписываемой Конфуцию, но реально сложившийся, вероятнее всего, в 5–3 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и – Си цы чжуань (I, 11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм – гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: «Перемены имеют великий предел (тай цзи). Это рождает двоицу образцов (инь и ян). Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)».

    В ицзинистике как центральной части методологического «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт – прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы «преднебесного» (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян (Шао Юн), или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), или мантические термины «счастье» (цзи) и «несчастье» (сюн), «раскаяние» (хой) и «сожаление» (линь) (Ван Чуаньшань), или парные категории «счастье – несчастье», «изменение – превращение», «раскаяние – сожаление», «твердое – мягкое» (Чжан Цзай), или четыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (Хой Дун, 1697–1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян – это четыре времени года (Юй Фань, 164–233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574–648).

    Литература Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
    Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997